Почему нуждающихся в государственной денежной подпитке частных банков становится все больше, а должной отдачи от них нет ни экономике, ни государству
Внешне казалось, что развитие коммерческих банков Казахстана подает хорошие надежды на то, что они будут играть заметную роль в рыночном распределении денежных ресурсов экономики страны.
Но кризис 2008-2009 гг. показал, что это далеко не так и в балансе коммерческих банков накопились большие проблемы, решить которые им самим не под силу.
С тех пор прошло более 8 лет и, несмотря на колоссальную финансовую и налоговую помощь государства, заметного улучшения не происходит, а ситуация остается неоднозначной.
Тем не менее, 25 октября на пресс-конференции в Астане председатель Национального банка (далее – НБК) Данияр АКИШЕВ, заявил, что в банковском секторе ситуация стабильная.
Но действительно ли все так стабилизировалось, как заверил председатель НБК? Не будет ли ухудшений в будущем?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим несколько важных моментов в деятельности банков, составив для наглядности вспомогательные графики.
Безнадежные кредиты – бич коммерческих банков
Итак, начнем с безнадежных к возврату кредитов как самого тяжелого явления в банковском секторе.
Как видно на диаграмме, после кризиса 2008-2009 гг. к началу 2010 г. уровень безнадежных кредитов возрос до 30,6% и составил 2,9 трлн тенге.
Заметно снизившись к началу 2011 г. до 20,1% (1,8 трлн тенге), объем плохих кредитов вновь начал расти в 2012-2013 гг. и к началу 2014 г., по официальным данным НБК, дошел до своего пика – 31,2% или 4,2 трлн тенге (!).
После чего удельный вес безнадежных кредитов заметно снизился: до 23,5% (2015 г.), до 8,0% (2016 г.) и до 6,7% на начало 2017 г.
Но затем в текущем году тренд вновь пошел вверх, и к 01.2017 г. вырос до 12,8% или 1,8 трлн тенге.
Для сравнения: в нефтяной Норвегии пик плохих кредитов приходится на 2002 г. – 2% и минимума он достиг в 2015 г. – 1,05%.
Казалось, что банки РК сумели избавиться от груза безнадежных кредитов: из 4,2 трлн тенге (на 01.01.2014 г.) остался лишь 1,0 трлн тенге (к 01.01.2017 г.), разница в 3,2 трлн тенге, плюс высвободились 100% провизии, которые банки резервировали под них.
И эти высвободившиеся огромные средства должны были быть ни чем иным, как источником для кредитования экономики и населения.
Далее рассмотрим, как они повлияли на кредитование банками.
График №2 показывает, что с 2010 г. по 2015 г. объемы кредитов банка выросли на 47,9%.
Но к сожалению, это увеличение в отчетах НБК не очищено от фактора девальвационного роста по валютным кредитам. Поскольку их удельный вес лишь в общем портфеле кредитов, выданных экономике, остается значительным. Так, на начало года удельный составлял: 2010 г. – 48%, 2011 г. – 42,1%, 2012 г. – 35%, 2013 г. - 29,1%, 2014 г. – 30%, 2015 г. - 30%, 2016 г. – 35,4%, 2017 г. – 32,0%.
По этой причине определить, на какую сумму действительно выросло или уменьшилось банковское кредитование, сложно.
Начиная с 2016 года по 2017-й, роста кредитования нет, а к сентябрю текущего года оно даже снизилось с 15,5 трлн тенге до 13,7 трлн тенге (−11,6%).
Теперь прибегнем к помощи следующего графика, чтобы прояснить ситуацию с казахстанскими банками.
Данные графика №3 показывают, что активы банков с 2009 г. по 1 квартал 2017 г. увеличились в 2,5 раза и такое большое увеличение активов обеспечено в львиной своей доле за счет средств государства.
Но рентабельность этих активов остается нестабильной.
Так, после кризиса, в 2009 г., она опустилась до отрицательного значения - минус 7%, а к 2010 г. выросла до 2,7%.
И затем, несмотря на значительные государственные вливания в банки, рентабельность активов упала до 1,3% (2011 г.), незначительно увеличившись с 2012 г. по 2014 г. до 2,9%.
А уже в 2015 г. этот показатель составил всего 1,6%, в 2016 г. – 1,9% и в первом квартале 2017 г. упал до 1,5%.
Несомненно, такие показатели рентабельности активов банков свидетельствуют о наличии серьезных проблем.
Застарелые проблемы: решить нельзя оставить
Эти застарелые проблемы, тянущиеся с кризисных 2008-2009 гг., НБК особо выделил в своей принятой Программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора РК от 30 июня 2017 года №129 (далее – Программа - С.А.).
В частности, НБК указал, что «реальный уровень неработающих кредитов скрыты банками реструктуризацией плохих займов».
Это на самом деле является манипуляциями с условиями кредитных договоров − перенос процентов и частей основного долга на будущее.
Кроме того, НБК, осуществив анализ крупных кредитов банковской системы, пришел к заключению, что сумма не работающих кредитов (NPL) c учетом реструктурированных займов составляет порядка 25% от ссудного портфеля.
Именно эти проблемы оказывают давление на деятельность банков, а отчеты банков в НБК о качестве кредитного портфеля не отражают его реальное состояние.
Эта проблема (наличие скрытых плохих кредитов), объясняет и изменчивость показателей по рентабельности активов (график №3), и их неспособность формировать в полном объеме необходимые провизии (резервы) по проблемным кредитам (график №4).
Согласно правилам, регулирующим деятельность банков, необходимая сумма провизии по проблемным кредитам должна быть на 100% сформирована за счет собственных доходов банка.
Как видно на графике №4, после кризиса 2008-2009 гг. банки оказались неспособными резервировать необходимые полные объемы провизии по плохим кредитам.
Причина − слишком значительны кредиты, не приносящие доходы банкам, которые скрыты их реструктуризацией (пробросом платежей в будущее). А правильная их классификация по некоторым банкам может показать их банкротное состояние, отсутствие собственного капитала.
Известно, что во многих сырьевых странах коррупция в банковской сфере − распространённая проблема, сопровождающаяся отмыванием больших денег через кредитование нежизнеспособных проектов.
НБК раскрыл и удручающее положение дел по залогам, привязанным к неработающим кредитам и выступающим как форма «обеспечения» возвратности кредитов.
Например, банки в качестве обеспечения возвратности кредитов оформляли имущество и деньги, поступающие в будущем (зачастую они не поступают по различным причинам); договоры страхования, имеющие множество юридических оснований для отказа в страховых выплатах; гарантий несостоятельных физических лиц и неплатежеспособных небольших предприятий и т.д.
В отдельных банках, по данным НБК, доля подобных займов превышает 80% от их ссудного портфеля (!).
Ясно, что такие кредиты априори невозвратные, а в отдельных случаях - это явные схемы хищения денег.
Погашение таких кредитов, как правило, никогда не происходит.
Другой крупной проблемой банковской системы Казахстана является предоставление кредитов лицам, косвенно связанным с акционерами или руководством банка.
И в большинстве случаев немалая часть таких кредитов тоже является изначально невозвратной.
Другой тенденцией последнего времени стала косвенная или прямая связь того или иного крупного чиновника или бизнесменов с банками.
Например, АО "Банк "Bank RBK" не помог и «звездный» состав акционеров. Президент прокомментировал ситуацию с банком так: «Я эту проблему хорошо знаю, и что там происходит, знаю. Это тот же вопрос воровства со стороны акционеров для финансирования своих людей и так далее. Мы всех приведем в чувство акционеров. Воры будут сидеть там, где они должны сидеть. Заставим их вернуть деньги, постараемся стабилизировать работу этого банка. Акционеры, и особенно физлица, смогут получить свои средства», - сказал он в ходе расширенного заседания политпартии «Нур Отан».
Банк оказался в сложном положении.
В этой связи рассмотрим динамику ухудшения качества его кредитов.
Лишь за 2015 г. объем выданных кредитов увеличился в 2,4 раза и достиг 876,9 млрд тенге. Но уже с прошлого года тренд увеличения доли просроченных кредитов начал набирать обороты и достиг на 01.10.2017 г. - 20,6%, а безнадежные кредиты - 6,4%.
Но вероятность того, что эти показатели отражают реальную картину стремительно ухудшившегося положения дел в банке, очень сомнительна.
Удручает, что в этом, как подтвердила практика, не зарекомендовавшем себя на рынке банке с недостаточным уровнем управления рисками оказались в огромной сумме деньги квазигосударственных компаний и даже самого Национального банка, которые легко и быстро «ушли» в кредиты. И, скорей всего, их возвратность будет проблематичной.
Теперь "Bank RBK" просит финансовой помощи у своего кредитора - НБК, ему нужны дополнительные государственные деньги, чтобы выкарабкаться из ситуации.
По данным СМИ, в числе просящих государственную помощь есть и другие банки, образованные в последнее время.
Таким образом, на старые системные проблемы наслаиваются новые, и с ними со всеми в своем нынешнем состоянии НБК вряд ли справится.
Тушение «пожара» в банках деньгами государства будет продолжаться и учащаться.
Очевидно, нужны законодательные меры по усилению надзорных функций НБК, укомплектование его надзорного подразделения высокопрофессиональными специалистами.
Требуются реформы по улучшению работы и руководящего органа НБК.
Так, например, из 9 членов правления 5 могли бы быть назначены политическим руководством страны, а 4 выдвинуты и утверждены банковским сообществом, как это практикуется в странах с рыночной экономикой.
Такой демократичный состав руководства НБК позволил бы усилить надзорные функции, объективно и вовремя принимать решения по тому или иному банку до наступления его краха и эффективно избавляться от системных проблем банковского рынка.