Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Буддизм проникал на территорию Казахстана дважды. Первый раз ещё в VI веке, вместе с миссионерами, методично осваивающими просторы Центральной Азии со стороны Индии, через территорию Афганистана, с Запада. Второй раз - с Востока из Монголии в XVIII веке, вместе с джунгарами, вечными соперниками казахов в Великой Степи.
От первой волны остались только археологические памятники, выявленные раскопками в недавнее время. От второй – руины монастырей, рукописи, наскальные изображения. Но вот что характерно. Буддизм на территории Казахстана имел место, этого никто не отрицает. Но вот наиболее заметных и характерных его памятников – ступ, наличие которых как раз и выдаёт повсеместно присутствие учения Будды, не сохранилось.
Следы буддизма
Ступы – это специфичные и типичные для буддизма мемориальные сооружения, которые ставились над какой-то реликвией. Изначально - несгоревшим при кремации тела Будды Шакьямуни фрагментом: зубом, костью, волосом или щепотью пепла самого погребального костра. За обладание этими реликвиями в Индии разгорелась даже небольшая война между последователями. Ступами чуть позже стали отмечать все знаменательные точки, связанные с жизнью Просветлённого, как реальные, так и мифические.
Первые ступы появились на территории Индии, откуда буддизм начал своё распространение и откуда он был практически полностью вытеснен позже адептами трансформировавшегося индуизма. Буддизм ушёл, а его памятники сохранились. Хотя и там подлинные шедевры ступотворения относятся к эпохам, уже изрядно отдалённым от времени жизни самого Будды. Большая ступа в Санчи, к примеру, строилась к III веке до н. э. – то есть была возведена спустя почти что тысячу лет после кремации в Кушанагаре. Этот период вообще-то оставил после себя в Индии такую массу ступ и прочих памятников буддизма (достаточно вспомнить "Львиную капитель", найденную в Сарнатхе и ставшую эмблемой современной страны), что может вполне считаться их Золотым веком. Оно и не случайно, ведь именно тогда жил легендарный Ашока, пытавшийся скрепить свои обширные завоевания учением Просветлённого.
О размерах исторических ступ почему-то не принято говорить вслух. Хотя сведущие люди знают, что в течение многих столетий третьим по высоте рукотворным объектом на земле была ступа Джетавана на Шри-Ланке, построенная в том же III столетии до н. э. в блистательной столице острова Анурадхапуре. Её высота - 120 метров - уступала лишь двум великим пирамидам: Хеопса (146 метров изначально) и Хефрена (144 метра). Подобные колоссы возводились не только в границах Индийского субконтинента, но и в Юго-Восточной Азии.
Позже, когда классические ступы превратились в своеобразные архитектурные вехи, расставленные по всему пути мирового движения буддизма, они восприняли великое множество местных архитектурных устремлений. Зеди и пато в Бирме, чеди и пранги в Таиланде и Кампучии, тхаты в Лаосе, чортены в Тибете и Бутане, субурганы в Монголии и России, пагоды в Китае и Вьетнаме – по сути своей всё это лишь разные формы всё тех же ступ.
Странный поСТУПок
Пути распространения буддизма, как я уже говорил, не миновали и территории современного Казахстана. Где на юге и юго-востоке в течение нескольких веков сложившаяся на основе учения Просветлённого религиозная система господствовала. Так было в века, предшествовавшие пришествию ислама, и даже после, когда здесь на какое-то время установилась удивительная межконфессиональная гармония, при которой буддийские храмы мирно соседствовали с христианскими церквями и мусульманскими мечетями.
Что представляли из себя в те времена святилища местных буддистов, показали археологические раскопки в Каялыке, проведённые уже в новые времена. Исследователями был вскрыт обширный храм (60 на 60 метров), отнесённый к VIII веку н. э. Исходя из принципов буддизма можно предположить, что храм был монастырём или частью монастыря. Нечто подобное сохранилось и на территории многих других городищ той эпохи.
Буддизм в Казахстане, таким образом, оставил многочисленные следы. Поэтому было бы ожидаемо, если бы и у нас обнаруживались его заметные следы в виде остатков наиболее массивных культовых сооружений – пагод. Тем более, что со временем они стали непременными элементами любого полноценного монастыря.
Но – нет. Пагод на нашей территории не сохранилось.
Хотя, следует признать, что не сохранились они и на сопредельной территории Средней Азии. Так, в своей монографии "Судьбы буддизма в Средней Азии" известный советский исследователь Борис СТАВИССКИЙ писал:
"Эти сооружения известны сейчас только в Бактрии-Тохаристане и в Мерве. Датируются они временем от II – III до VI в. (...) Не находит пока объяснение также полное отсутствие ступ в центральных и северных областях Средней Азии, в частности в Фергане и Семиречье".
Любопытно, что и в случае "второго пришествия" буддизма на территорию Казахстана вместе с джунгарами, которые также основывали у нас свои монастыри и ставили кумирни, ступ (а в данном случае это уже должны были быть субурганы) не прибавилось. Почти. Одна всё же мелькает на старых планах Аблайкита.
Ступы уничтожило время? Или плохо строили? Или...
Плохо искали?
…Однажды я ехал к Иссык-Кулю через перевал Санташ, на Тюп. И вскоре за райцентром Кеген внимание привлек странной формы курган, возвышавшийся над ровным межгорным плато, образованным истоками Чарына. Нужно заметить, что кочевые и полукочевые народы, мелькавшие в местной истории, понаоставили тут массу следов своей былой жизни. Вернее - смерти. Тысячи курганов, курганчиков и безымянных могил, которыми пузырится эта зелёная степная долина, хранят в своих загадочных недрах посланников множества различных племен и сменявших друг друга народов - саков, усуней, юэджей, тюрков, карлуков, кара-китаев, монголов, калмыков, киргизов, казахов.
Но этот курган не был похож на соседние, и вообще что-то виденное ранее. Слишком крутыми казались его откосы и слишком нестандартной смотрелась форма. "Ближайшее рассмотрение" принесло больше вопросов, чем ответов. Во-первых, наверх вела дорога, огибающая курган по спирали. Во-вторых, весь курган оказался не насыпанным, как обычно, а построенным из сырцового кирпича – следы глиняной кладки отчетливо проступали по бокам. Это объяснило дерзкую форму сооружения, но отнюдь не его назначение.
Если абстрагироваться, то всё это отдалённо напоминало ассирийский зиккурат в форме знаменитой "вавилонской башни" на картинах старых мастеров. Зиккурат в казахстанских степях?
Интересно было узнать, что по этому поводу думают местные? А местные были уверены, что курган - это "замок", с которого когда-то какие-то воины наблюдали за окрестностями. Сверху, если приглядеться, действительно просматривался ещё один похожий - на западе. Словом – целая система сторожевых башен и раннего оповещения о приближении врага! Вещь на пустынных пространствах Глубинной Азии весьма обычная.
Но для того, чтобы существовала такая солидная "оборонная инициатива", необходимо существование большого города, с которым бы она была связана. Кочевники, сила которых испокон веку оставалась в мобильности, подобными трудоёмкими объектами вряд ли заботились. Значит, где-то когда-то был мощный город, о существовании которого мы не знаем? Или это всего лишь пикет на чьих-то очень дальних границах? Подобно тем сторожевым постам, которые за сотни километров предваряли, например, Великую Китайскую стену, начинаясь далеко за её западными заставами. Сигналы в виде дыма от зажжённой травы (и волчьего помёта), словно вспыхивающие огоньки ёлочной гирлянды стремительно передавали важное сообщение по цепочке таких башен до Стены и далее, по самой Стене - до столицы. Сигнал тревоги доходил туда за несколько часов.
А если это всего лишь крепостица разбойников, когда-то контролировавших долину? Вон она отсюда – вся как на ладони. И путь тут, из Илийской долины к Иссык-Кулю, достаточно торный.
Предположений было много, но знаний, чтобы ответить на этот вопрос точно, явно не хватало. Слишком много неизвестных. Аналогии возникли, лишь когда я абстрагировался и смог уйти от чисто региональных гипотез.
Вспомнилась древняя буддийская ступа Шауканди, возведённая тем знаменитым императором Ашокой над местом, где Будда встретил своих первых учеников - на окраине индийского города Сарнатх, священного для буддистов (там Просветлённый начал проповедь своего Учения, повернул Колесо Закона). Ступа Шауканди в её нынешнем виде представляет собой очень похожий "курган" - но построенный не из сырца, а из крепкого и хорошо обожженного кирпича (в условиях Индии сырец растворится за один влажный сезон).
Курган близ Кегена – ступа? Ответить на этот вопрос смогут только дальнейшие исследования.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!