Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Фото: Аблайкит. Рисунок середины XVIII века.
После уничтоженных войсками цинского Китая джунгаров, на землях, где проживал (или на которые претендовал) этот беспокойный и несчастливый народ, осталась масса свидетельств его былых амбиций. Множество джунгарских древностей, одномоментно обратившихся в памятники, оказались на территориях современного Казахстана. Среди них – известные "Семь палат", рядом с которыми возник Семипалатинск, монастырь Сумбе на границе с Синьцзяном, капище Тамгалы-тас на Или и многие другие подобные.
Но самым значимым и впечатляющим наследием исчезнувших джунгаров были "Аблайкитские палаты" – большой дворцово-культовый комплекс недалеко от нынешнего Усть-Каменогорска.
Детище Аблая – джунгарского хана
О былом величии монастыря свидетельствует то, что упоминание о нём можно найти в самых популярных справочниках старого времени. Вот, например, что писала энциклопедия Брокгауза-Ефрона:
"Аблайкит - развалины буддийского монастыря и резиденции калмыцкого хана XVII ст. Аблая - в Семипалатинской области, в долине речки Аблайкитки, впадающей в Иртыш. При проезде русского посла БАЙКОВА (1654) в Китай Аблайкит строился мастерами, выписанными из Китая. Но уже при Петре В. А. представлял развалины, где были найдены многие рукописи, подаренные Петром Парижской академии наук".
Разберём то, что известно об этой уникальной обители из разных источников, более подробно.
…Монастырь построил джунгарский хан Аблай в начале XVII века и, согласно обыкновениям, он служил пристанищем не только монахам, но и самому владетелю, который использовал его в качестве укреплённой резиденции.
Кстати, русский посланник царя Алексея Михайловича к китайскому богдыхану Фёдор Байков, провёл в гостях у хана Аблая целых четыре месяца. Строительство в те годы как раз подходило к концу.
Правда, большую часть времени Байков оставался у "пашенных бухарцов в глиняных избах". Тут, как и всюду (например, в верховьях Или), свои "урги" кочевники-джунгары окружали водворениями насильно "выписанных" с насиженных мест земледельцев-тюрков, они должны были обеспечивать владетелей "пропитанием".
"А к Аблаевым к пашенным бухарцам пришёл посол с государевою казной 7163 году ноября в 22 день. Избы у пашенных бухарцев глиняные, а родится у них пшеница и ячмень, и просо, и горох, и скота всякого много…"
7163 год - это архаичная дата "от сотворения мира", соответствующая 1654 году "от Рождества Христова". Что до "бухарцов", то таковыми в те времена величали не только жителей Бухары, но и всех прочих тюркских обитателей Центральной Азии, в том числе и население Восточного Туркестана (вспомним, что "таранчи" Илийской долины - это уйгуры из Кашгарии).
Собственно же в ставке хана Аблая, "на речке Башку", Байков прогостил чуть более месяца.
"Течет та речка с камени к Ыртышу, а на той речке Аблай тайша делает 2 палаты кирпичные, кирпич зженой, а делает те палаты в крепком месте меж гор каменных, а мастеры к нему присланы с Китайского государства".
Как уточняет XVIII том полного географического описания России (Киргизский край, С-Пб., 1903):
"Площадь Аблайкитского монастыря, обнесённая стеной в 4 аршина толщины и 5 аршин высоты, занимала пространство в 500 сажен длины и 250 сажен ширины и имела форму продолговатого четырехугольника. Внутри его на кирпичной террасе немного выше человеческого роста находились храмы. В одном из здешних зданий, по-видимому, были устроены печи, в которых ламы приготовляли лекарства, плавили металлы и обжигали глину для лепки божков, которыми снабжали верующих. В одном из храмов было 16 пьедесталов, расписанных цветами и служивших, по-видимому, подножиями истуканов".
(1 аршин = треть сажени = около 0,7 метра)
По всему видно, что строили на века. Увы, в человеческой истории долговечность не определяется логикой времени. "Век" Аблайкита продлился всего пару десятилетий.
А дальше началась куда более длинная и банальная история забвения и разрушения "Аблайкитских палат". Поспешность, с которой калмыцкие владетели оставили Аблайкит (по некоторым данным это произошло в результате междоусобицы), привела к тому, что многие ценности оказались брошенными на месте. Замечу, что Аблайкит был, ко всему прочему, ещё и крупнейшим в регионе хранилищем буддийских рукописей, часть из которых печаталась в местной книгопечатне. Кроме того, в культовом комплексе занимались тибетской медициной и изготовлением лекарств - для тела и души. Отсюда в разные стороны расходились статуи и фигурки Будд, отлитых в металле или в виде терракоты.
Фото: Будда на Или.
Артефакты в виде стройматериала
О масштабах и былом значении монастыря-дворца как центра буддийской культуры говорят 1500 листов "тангутских рукописей", своевременно вывезенных специально снаряжённым от академика МИЛЛЕРА отрядом казаков в 1734 году.
Но ещё ранее несколько рукописей, доставленных сибирским губернатором князем ГАГАРИНЫМ ("написанные золотыми и серебряными буквами на голубой и черноватой бумаге") попали к любознательному самодержцу Петру Великому, который и передал их в Парижскую академию. И это были, по словам РИТТЕРА, "первые рукописи, обратившие внимание европейского учёного мира на восточноазиатскую и преимущественно тибетскую литературу".
XVII том "России" сообщает:
"Хранилище рукописей помещалось в северной стене монастыря. Паллас застал ещё несколько сохранившихся зданий самого монастыря, украшенного живописными, вытканными и высеченными на стенах помещений или дворцов для лам изображений божков (бурханы). Но всё это уже тогда расхищалось и растаскивалось как русскими, так и киргизами; теперь здесь сохранились только бесформенные следы прежних зданий, крепостных стен, арыков и колодцев".
К сожалению, то, что сохранилось от Аблайкита в музеях и библиотеках России и Европы – малая часть того, что можно было собрать в богатом монастыре, имея на то волю и средства. И почти ничего не осталось от самого архитектурного комплекса. Большая часть артефактов оказалась попросту уничтоженной недоброжелательными казахами и невежественными казаками. Первые разносили кирпич на постройки мазаров, а вторые ради забавы разрушали статуи и заворачивали сало в листы рукописей.
Вот, что писал Пётр ЧИХАЧЁВ, известный географ своего времени, побывавший в Аблайките в 1842 году:
"Громадное количество строительного материала, добытого здесь русскими и казахами, доказывает, насколько велики были размеры постройки. Не только грубые могильные памятники казахов, которые можно встретить в большом количестве по всей округе, воздвигнуты из камней, взятых на этих развалинах, но и ближайшие казачьи посты постоянно берут здесь камень для своих построек. Коммерсант ЗАПНИН рассказал мне, что за те 12 лет, что он занимается промывкой золота в районах, смежных с развалинами, не проходит ни одного лета, чтобы не перевозились очень большие партии камня или в Усть-Каменогорск, или в одно из его поместий, где он используется как строительный материал".
Истины ради нужно заметить, что такое практичное отношение к памятникам прошлого – характерное явление, свойственное отнюдь не одному Казахстану. Каир строился из блоков пирамид, Рим – из камней Колизея, а турки употребляли мрамор античных колонн и статуй для обжига на известь.
Но нам от осознания своей причастности ко всему мировому сообществу вряд ли должно быть радостно. Судя по всему, в случае с Аблайкитом Казахстан лишился уникального памятника архитектуры, которым мог бы гордится. И пользоваться для заветного привлечения гостей-туристов. Потому как даже сохранившиеся фрагменты фундамента ежегодно привлекают тысячи желающих соприкоснуться с этим разрушенным свидетельством минувших эпох.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!