Сайрам: что происходит ныне в родном селе Ахмеда Ясави

3100 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 09 Июн 2024, 18:00

Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова

Испиджаб-Сайрам обрёл своё бессмертие в 1103 году, когда в семье местного религиозного авторитета Ибрагима-Ибн-Махмуда-Ибн-Ифтихара родился мальчик. Который через некоторое время вошёл в историю как Ходжа Ахмед Ясави.

По большому счёту, Ахмед Ясави должен был быть Ахмедом Испиджаби. Топоним, как правило, прибавлялся к имени восточных мудрецов и поэтов именно исходя из места рождения. Великий Аль-Фараби, например, почти всю жизнь провёл в далёких от Сырдарьи странах, но так и остался уроженцем Фараба. 

Мазар, в котором покоится прах матери подвижника, находится почти в самом центре старого города (и в центре современного села!), на краю древнего кладбища. По преданию, Карашаш-ана была женщина "красивая, волевая и мудрая" и оказала большое влияние на сына в его детские годы. Женщина у тюрков, особенно живших тут, на краю исламского мира, на границе степей, всегда занимала заметное место. Кстати, успехи проповедей Ахмеда Ясави среди тюрков во многом были обусловлены именно вниманием его к женщинам, для которых в фундаментальном исламе особого места не существовало. Немного в стороне можно найти и гробницу отца Хазрета – Ибрагима ата. 

Вообще же, в Сайраме с десяток святых мазаров, к которым приходят на поклонение паломники, приезжающие сюда со всей Средней Азии. А ещё больше мечетей. Как вам (авторитетно!) заявят на местном базаре, сегодня их тут "двести… или триста". Мечетей действительно много, и это выдаёт этническую особенность села, населённого в основном узбеками. 

Что до художественной ценности местных святынь, то они вряд ли могут восхитить эстета. Как правило - все "древние" мазары построены на исторических руинах предшественников сто-двести лет назад. Это типовые культовые сооружения, часто покрытые ужасными жестяными куполами. Но не сие главное. Главное - та необыкновенная аура, которая витает над кладбищами древнего Сайрама. Нечто незримое, дошедшее до нас от времени жизни судьбоносного мальчика Ахмеда, хорошо ощущается тут и поныне. 

Каждый населённый пункт имеет два вектора развития – в пространстве и времени. Если судить по пространству, то Сайрам – село, хотя и приличное по размеру. Но назвать Сайрам селом – язык не поворачивается. Потому что история его началась почти полторы тысячи лет назад. А то и раньше. И бывали в этой истории мгновения, нет – эпохи, когда это название, Сайрам, знали люди, жившие за тысячи вёрст отсюда. 

Как и все селения с длинной биографией, Испиджаб-Сайрам многому обязан своим удачным положением. Той географической точке, на которой он когда-то появился. Именно в ней находилось естественное перекрестие торговых путей, которыми издревле пользовались в своих сношениях жители Средней Азии. Во-первых, вдоль северного подножия трудно переходимых гор Тянь-Шаня, через цепь городов (среди которых были и Тальхиз-Талгар, и Баласагун, и Тараз) – шла караванная дорога от Семиречья в Мавераннахр. Во-вторых – с севера, от Сырдарьинских оазисов, из Саурана, Ясс и Отрара, через Сайрам проходил другой важный путь - на Шаш-Ташкент и далее – в Фергану. 

Но, пожалуй, не менее важно то, что тут простиралась естественная граница двух великих этнокультурных общностей – оседлой и кочевой. На базарах Сайрама скотоводы Великой Степи встречались с ремесленниками центральноазиатских городов и меняли "сало на мыло". И хотя соседство с беспокойными и непредсказуемыми степняками приносило сайрамцам не только торговые барыши - доходы стоили риска. Потому-то, даже после тотальных разрушений и разграблений, Сайрам всегда возрождался и восстанавливался, упорно и стремительно. 

И сегодня мы имеем редкий случай посетить живой памятник далёкого прошлого. Который (в этом случае - без дураков!) можно причислить к наиболее старым селениям Казахстана, дожившим до нашего времени со времён Раннего Средневековья. 

Интересно, что план типового средневекового города до сих пор сохранился в плане современного села. Две пересекающиеся под прямым углом улицы, ориентированные по частям света, делили шахристан на четыре равных квартала. Там, где улицы подходили к городским стенам, располагались четверо ворот. Место их пересечения в центре – главная площадь, на которой обычно находилась Джума-мечеть. 

Джума-мечеть в Сайраме была разрушена богоненавистниками в конце 30-х годов. Но центральная площадь, на которой она стояла, является таковой и поныне. Здесь современный базар, власть, средоточие людей и транспорта. А две главные улицы пересекаются сегодня тут так же, как и тысячу лет назад. В советские времена одна из них получила имя вождя (мирового пролетариата), а вторая, конечно же, носила название Коммунистическая. 

Что до современной жизни древнейшего поселения, эдакого пульсирующего узбекского анклава рядом с Шымкентом, то её напористости могут позавидовать многие новые города республики.

Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента