Сайрам: что происходит ныне в родном селе Ахмеда Ясави

3161 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 09 Июн 2024, 18:00

Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова

Испиджаб-Сайрам обрёл своё бессмертие в 1103 году, когда в семье местного религиозного авторитета Ибрагима-Ибн-Махмуда-Ибн-Ифтихара родился мальчик. Который через некоторое время вошёл в историю как Ходжа Ахмед Ясави.

По большому счёту, Ахмед Ясави должен был быть Ахмедом Испиджаби. Топоним, как правило, прибавлялся к имени восточных мудрецов и поэтов именно исходя из места рождения. Великий Аль-Фараби, например, почти всю жизнь провёл в далёких от Сырдарьи странах, но так и остался уроженцем Фараба. 

Мазар, в котором покоится прах матери подвижника, находится почти в самом центре старого города (и в центре современного села!), на краю древнего кладбища. По преданию, Карашаш-ана была женщина "красивая, волевая и мудрая" и оказала большое влияние на сына в его детские годы. Женщина у тюрков, особенно живших тут, на краю исламского мира, на границе степей, всегда занимала заметное место. Кстати, успехи проповедей Ахмеда Ясави среди тюрков во многом были обусловлены именно вниманием его к женщинам, для которых в фундаментальном исламе особого места не существовало. Немного в стороне можно найти и гробницу отца Хазрета – Ибрагима ата. 

Вообще же, в Сайраме с десяток святых мазаров, к которым приходят на поклонение паломники, приезжающие сюда со всей Средней Азии. А ещё больше мечетей. Как вам (авторитетно!) заявят на местном базаре, сегодня их тут "двести… или триста". Мечетей действительно много, и это выдаёт этническую особенность села, населённого в основном узбеками. 

Что до художественной ценности местных святынь, то они вряд ли могут восхитить эстета. Как правило - все "древние" мазары построены на исторических руинах предшественников сто-двести лет назад. Это типовые культовые сооружения, часто покрытые ужасными жестяными куполами. Но не сие главное. Главное - та необыкновенная аура, которая витает над кладбищами древнего Сайрама. Нечто незримое, дошедшее до нас от времени жизни судьбоносного мальчика Ахмеда, хорошо ощущается тут и поныне. 

Каждый населённый пункт имеет два вектора развития – в пространстве и времени. Если судить по пространству, то Сайрам – село, хотя и приличное по размеру. Но назвать Сайрам селом – язык не поворачивается. Потому что история его началась почти полторы тысячи лет назад. А то и раньше. И бывали в этой истории мгновения, нет – эпохи, когда это название, Сайрам, знали люди, жившие за тысячи вёрст отсюда. 

Как и все селения с длинной биографией, Испиджаб-Сайрам многому обязан своим удачным положением. Той географической точке, на которой он когда-то появился. Именно в ней находилось естественное перекрестие торговых путей, которыми издревле пользовались в своих сношениях жители Средней Азии. Во-первых, вдоль северного подножия трудно переходимых гор Тянь-Шаня, через цепь городов (среди которых были и Тальхиз-Талгар, и Баласагун, и Тараз) – шла караванная дорога от Семиречья в Мавераннахр. Во-вторых – с севера, от Сырдарьинских оазисов, из Саурана, Ясс и Отрара, через Сайрам проходил другой важный путь - на Шаш-Ташкент и далее – в Фергану. 

Но, пожалуй, не менее важно то, что тут простиралась естественная граница двух великих этнокультурных общностей – оседлой и кочевой. На базарах Сайрама скотоводы Великой Степи встречались с ремесленниками центральноазиатских городов и меняли "сало на мыло". И хотя соседство с беспокойными и непредсказуемыми степняками приносило сайрамцам не только торговые барыши - доходы стоили риска. Потому-то, даже после тотальных разрушений и разграблений, Сайрам всегда возрождался и восстанавливался, упорно и стремительно. 

И сегодня мы имеем редкий случай посетить живой памятник далёкого прошлого. Который (в этом случае - без дураков!) можно причислить к наиболее старым селениям Казахстана, дожившим до нашего времени со времён Раннего Средневековья. 

Интересно, что план типового средневекового города до сих пор сохранился в плане современного села. Две пересекающиеся под прямым углом улицы, ориентированные по частям света, делили шахристан на четыре равных квартала. Там, где улицы подходили к городским стенам, располагались четверо ворот. Место их пересечения в центре – главная площадь, на которой обычно находилась Джума-мечеть. 

Джума-мечеть в Сайраме была разрушена богоненавистниками в конце 30-х годов. Но центральная площадь, на которой она стояла, является таковой и поныне. Здесь современный базар, власть, средоточие людей и транспорта. А две главные улицы пересекаются сегодня тут так же, как и тысячу лет назад. В советские времена одна из них получила имя вождя (мирового пролетариата), а вторая, конечно же, носила название Коммунистическая. 

Что до современной жизни древнейшего поселения, эдакого пульсирующего узбекского анклава рядом с Шымкентом, то её напористости могут позавидовать многие новые города республики.

Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента