Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Испиджаб-Сайрам обрёл своё бессмертие в 1103 году, когда в семье местного религиозного авторитета Ибрагима-Ибн-Махмуда-Ибн-Ифтихара родился мальчик. Который через некоторое время вошёл в историю как Ходжа Ахмед Ясави.
По большому счёту, Ахмед Ясави должен был быть Ахмедом Испиджаби. Топоним, как правило, прибавлялся к имени восточных мудрецов и поэтов именно исходя из места рождения. Великий Аль-Фараби, например, почти всю жизнь провёл в далёких от Сырдарьи странах, но так и остался уроженцем Фараба.
Мазар, в котором покоится прах матери подвижника, находится почти в самом центре старого города (и в центре современного села!), на краю древнего кладбища. По преданию, Карашаш-ана была женщина "красивая, волевая и мудрая" и оказала большое влияние на сына в его детские годы. Женщина у тюрков, особенно живших тут, на краю исламского мира, на границе степей, всегда занимала заметное место. Кстати, успехи проповедей Ахмеда Ясави среди тюрков во многом были обусловлены именно вниманием его к женщинам, для которых в фундаментальном исламе особого места не существовало. Немного в стороне можно найти и гробницу отца Хазрета – Ибрагима ата.
Вообще же, в Сайраме с десяток святых мазаров, к которым приходят на поклонение паломники, приезжающие сюда со всей Средней Азии. А ещё больше мечетей. Как вам (авторитетно!) заявят на местном базаре, сегодня их тут "двести… или триста". Мечетей действительно много, и это выдаёт этническую особенность села, населённого в основном узбеками.
Что до художественной ценности местных святынь, то они вряд ли могут восхитить эстета. Как правило - все "древние" мазары построены на исторических руинах предшественников сто-двести лет назад. Это типовые культовые сооружения, часто покрытые ужасными жестяными куполами. Но не сие главное. Главное - та необыкновенная аура, которая витает над кладбищами древнего Сайрама. Нечто незримое, дошедшее до нас от времени жизни судьбоносного мальчика Ахмеда, хорошо ощущается тут и поныне.
Каждый населённый пункт имеет два вектора развития – в пространстве и времени. Если судить по пространству, то Сайрам – село, хотя и приличное по размеру. Но назвать Сайрам селом – язык не поворачивается. Потому что история его началась почти полторы тысячи лет назад. А то и раньше. И бывали в этой истории мгновения, нет – эпохи, когда это название, Сайрам, знали люди, жившие за тысячи вёрст отсюда.
Как и все селения с длинной биографией, Испиджаб-Сайрам многому обязан своим удачным положением. Той географической точке, на которой он когда-то появился. Именно в ней находилось естественное перекрестие торговых путей, которыми издревле пользовались в своих сношениях жители Средней Азии. Во-первых, вдоль северного подножия трудно переходимых гор Тянь-Шаня, через цепь городов (среди которых были и Тальхиз-Талгар, и Баласагун, и Тараз) – шла караванная дорога от Семиречья в Мавераннахр. Во-вторых – с севера, от Сырдарьинских оазисов, из Саурана, Ясс и Отрара, через Сайрам проходил другой важный путь - на Шаш-Ташкент и далее – в Фергану.
Но, пожалуй, не менее важно то, что тут простиралась естественная граница двух великих этнокультурных общностей – оседлой и кочевой. На базарах Сайрама скотоводы Великой Степи встречались с ремесленниками центральноазиатских городов и меняли "сало на мыло". И хотя соседство с беспокойными и непредсказуемыми степняками приносило сайрамцам не только торговые барыши - доходы стоили риска. Потому-то, даже после тотальных разрушений и разграблений, Сайрам всегда возрождался и восстанавливался, упорно и стремительно.
И сегодня мы имеем редкий случай посетить живой памятник далёкого прошлого. Который (в этом случае - без дураков!) можно причислить к наиболее старым селениям Казахстана, дожившим до нашего времени со времён Раннего Средневековья.
Интересно, что план типового средневекового города до сих пор сохранился в плане современного села. Две пересекающиеся под прямым углом улицы, ориентированные по частям света, делили шахристан на четыре равных квартала. Там, где улицы подходили к городским стенам, располагались четверо ворот. Место их пересечения в центре – главная площадь, на которой обычно находилась Джума-мечеть.
Джума-мечеть в Сайраме была разрушена богоненавистниками в конце 30-х годов. Но центральная площадь, на которой она стояла, является таковой и поныне. Здесь современный базар, власть, средоточие людей и транспорта. А две главные улицы пересекаются сегодня тут так же, как и тысячу лет назад. В советские времена одна из них получила имя вождя (мирового пролетариата), а вторая, конечно же, носила название Коммунистическая.
Что до современной жизни древнейшего поселения, эдакого пульсирующего узбекского анклава рядом с Шымкентом, то её напористости могут позавидовать многие новые города республики.
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!