Почему Казахстан не может справиться с дефицитом сжиженного газа
Казахстан продлил сроком на три года запрет на вывоз за границу сжиженного нефтяного газа автомобильным транспортом.
Первоначально такой трехлетний запрет был введен осенью 2017 года на фоне глобального дефицита газа в стране. Нынешняя ситуация ненамного отличается от тех дней. С разных городов Казахстана всю прошлую неделю поступала информация о трудностях с заправкой авто, испытываемых владельцами, установившими газобаллонное оборудование. Но если водители могли, в конце концов, пересесть на общественный транспорт, то, например, в Кокшетау проблема была гораздо серьезнее – там элементарно не хватало газа для промышленных предприятий и квартир горожан. Аналогичный дефицит наблюдался даже в столице – городе Нур-Султане.
Министерство энергетики объясняет необходимость введения запрета "несоизмеримой разницей внутренних утвержденных цен и экспортных цен" на сжиженный нефтяной газ (СНГ). В таких условиях "действующий механизм распределения СНГ для нужд внутреннего рынка столкнулся с фактами злоупотребления со стороны газосетевых организаций при формировании и исполнении заявок, а также при распределении СНГ на внутреннем рынке Республики Казахстан, – говорится в сообщении Минэнергетики. – Отдельные газосетевые организации осуществляли незаконный вывоз за пределы РК удешевленного СНГ, предназначенного для обеспечения нужд внутреннего рынка. Незаконный вывоз СНГ газосетевыми организациями за пределы РК осуществляется автомобильным транспортом, поскольку он практически неконтролируемый".
После подписания приказа о запрете вывоза газа в 2017 году ситуация на внутреннем рынке стабилизировалась, отмечает Минэнерго: "Сведения о наличии фактов попыток вывоза СНГ за пределы РК автомобильным транспортом от пограничных и таможенных служб не поступали". И нынешнее продление запрета направлено на "недопущение дефицита СНГ на внутреннем рынке".
Читая министерский пресс-релиз, трудно отделаться от ощущения, что вернулась советская планово-распределительная эпоха, от которой Казахстан вроде бы отказался почти 30 лет назад. Слова-то какие: дефицит, утвержденные цены, распределение, факты злоупотребления и т.д. и т.п.
Дело в том, что министерство по сей день директивным методом устанавливает оптовые цены на СНГ. А в апреле 2020 года совместным приказом двух министерств – энергетики и экономики – были даже установлены предельные розничные цены на автомобильных газозаправочных станциях.
Три года назад ведомство вроде бы провозгласило курс на поэтапный отказ от государственного регулирования цен. Вот только реализуется этот курс как-то очень медленно. Одним из главных шагов в направлении либерализации газового рынка призвана стать биржевая торговля сжиженным газом, стартовавшая в феврале 2019 года. Сегодня через биржу продается не больше 20-25% от общего объема поставок на внутренний рынок. Остальные объемы распределяются Министерством энергетики. Чем чревата распределительная система – люди старшего поколения прекрасно помнят. Цепочка короткая: регулирование цен – распределение – дефицит. Что мы и наблюдаем.
Регулируемые (читай – по себестоимости или ниже) цены невыгодны производителям сжиженного газа, поэтому его в стране не хватает и нужно вводить запреты. Подобная ситуация пару лет назад была с бензином и дизельным топливом, которого тоже не хватало на заправках, как по расписанию, оcенью и весной каждого года. Потом завершилась многолетняя эпопея с реконструкцией трех нефтеперерабатывающих заводов, и бензина сейчас в стране – залейся, даже на экспорт начали продавать. Правительство вводит запрет, но на сей раз – на импорт ГСМ из России.
Если цена на сжиженный газ начнет формироваться на бирже, если будет достигнут баланс спроса и предложения – может быть, и дефицит исчезнет? И можно будет спокойно наращивать объемы производства и экспорта СНГ, зарабатывая валюту?
Иллюстративное фото из открытых источников.