Автор самой громкой алматинской премьеры прошлого года – танго-спектакля «Любовница» - о своей новой работе, которую мы увидим совсем скоро
* Спектакль, меняющий жизнь
* Твой проект – это ребенок-дракон
* Сделать самолет из поезда и заставить его летать
* Казахстан – разделенная страна, мы пытаемся ее объединить
* С «Другой Дюймовочкой» пути назад уже нет – будем играть
Ее «Любовницу» называют самым успешным алматинским театральным проектом последних лет. Неизменные аншлаги в Алматы, гастроли в Астане, Караганде, Шымкенте, Бишкеке и сверхуспешное последнее выступление с тотально рыдавшим залом в Атырау.
Разия ХАСАНОВА – продюсер, сценарист, арт-коуч – о том, почему спектакль о жизни и любви исполнительницы аргентинского танго Ады ФАЛЬКОН меняет жизнь и взгляды людей; о том, как нас делят в Казахстане; о новом проекте и нереализованной мечте.
Спектакль, меняющий жизнь
- Разия, скажи, пожалуйста, зачем ты изначально поставила себе такую сложную задачу - делать проект в синкретическом жанре? Почему бы тебе, как всем нормальным режиссерам, не ставить драматический спектакль? Но нет - ты делаешь драматический танго-спектакль с актрисой и танцорами...
- Я помню, как девчонкой, в Актау (тогда Шевченко) я часами сидела на уроках танцев. Помню, как педагог, имя которой в памяти не осталось, зато образ запечатлелся навсегда, кивнула мне головой: мол, давай, девочка, вставай со всеми, танцуй. И я, толстая некрасивая девочка, вскочила со своей скамеечки, на которой сидела, кажется, последнюю неделю все занятия подряд, и... сбежала!
Они, эти танцовщицы, были такими красивыми! У них на ногах были гетры, а волосы собраны в высокие пучки! У них была осанка и выворотность... Я? С ними рядом? Я тогда ничего не знала о вызовах и борьбе со своими страхами, мне было просто лет 13. И я убежала и больше в тот зал так и не вернулась...
Я оканчивала музыкальную школу, и музыка просто-таки жила во мне, играла все время. А мама работала звукорежиссером на телевидении, и я делала уроки в ее фонотеке, комнате с бесконечными полками, на которых в картонных коробках стояли бобины с музыкой. И мама умела склеивать (сейчас это и есть монтаж, просто тогда натурально склеивали) музыкальные куски через ракорд или напрямую. Делала она это уксусом, кажется. Он отлично склеивал пленку, не повреждая ее... Музыка была вокруг... И книги. Я читала, как наркоман. Всё без разбору, днем и ночью. Мама говорила, что это было хищническое нашествие и утверждает, что ей бывало страшно от скорости поглощения литературы и всеядности ребенка.
А вот танец так и остался нереализованной мечтой. Я до сих пор боюсь танцевального зала. Недавно осталась на несколько минут одна в пустом зале, включила музыку. Точно знала, что надо делать, практически видела это, я всегда вижу танец, но стояла, как вкопанная, словно мои ноги прилипли к полу. Нет, пойми правильно, я не дура потанцевать в клубе и мне часто говорят, что это прямо клёво. Но если рядом хоть один мой танцор, всё - я ни за что не буду танцевать. Есть только один потрясающий танцор и хореограф - Олег ПАК - с которым я не боюсь себя, потому что он принимает меня, разрешает мне быть собой, не критикует, не оценивает.
Так что да, я делаю танцевальные спектакли, потому что знаю, что 90 процентов людей не дружат со своим телом, не понимают его, а оно хочет танцевать, кружиться, падать, взлетать, петь, рассказывать историю... Я чувствую, как людям нравится смотреть на танец и примерять его на себя.
Знаешь, мне так часто пишут, что спектакль изменил их жизнь, взгляды. Но самыми дорогими стали отзывы, где люди признаются, что боялись танцевать, но после спектакля пошли в зал.
Скоро и я начну занятия, мой страх почти ушел.
Твой проект – это ребенок-дракон
- Утверждение о том, что повторение успеха в творчестве и шоу-бизнесе не гарантировано - это общие слова. Поэтому очень многие творческие люди, когда у них что-то получилось, начинают это тиражировать, боясь что-либо изменить, эксплуатируют золотоносную курочку до бесконечности. Ты же, сделав проект, который собирает аншлаг за аншлагом, в самый разгар идеального «чеса» меняешь актрису, на которой, кажется, вообще все завязано - и вот у тебя уже не Айсулу АЗИМБАЕВА, а Гульжан АЛИШ в главной роли.
- Бывают моменты, когда жизненно необходимо понять, что проект – это, конечно, твой ребенок, но это ребенок-дракон, он сожрет, выжжет тебя огнем, если ты не научишься управлять им. Здесь не место сантиментам. Поэтому когда я поняла, что работать с прежней актрисой становится всё сложнее, что она стала относиться к спектаклю, как к рутине и проект стал ей скучен, у неё появились новые привлекательные предложения, а мы оставались лишь как возможность зарабатывать, я просто начала готовиться. Что толку взывать, просить и переживать, плакать и упрекать? Надо было искать человека и готовить его. И я это сделала.
Более того, если появится актриса, которая скажет «Я хочу!», я и ее подготовлю и точно знаю, что «Любовница» снова (тогда уже в третий раз) засверкает новыми красками. Зритель от этого только выигрывает, как оказалось.
Сделать самолет из поезда и заставить его летать
- Когда ты мне показала ролики (язык не поворачивается назвать их рекламными) с известными людьми, которые говорят «Я тоже Дюймовочка. Никогда не сдавайся»; когда я увидел Аружан САИН, которая произносила эти слова, у меня слезы из глаз брызнули. Я так понимаю, что ты в своей новой постановке «Другая Дюймовочка» даешь такую гремучую смесь социальных и личных историй, так повышаешь градус, что зрителю мало не покажется. И плюс к этому, если в «Любовнице» ты изначально не танцевавших актрис, исполнительниц главной роли, делаешь танцовщицами - в окружении профессиональных танцовщиков, то в «Дюймовочке» у тебя танцовщики начинают говорить, становятся драматическими актерами. Ты всегда будешь делать самолет из поезда и заставлять его летать?
- Все просто: я продюсер, я думаю о гастролях, о бюджете проекта. И искать и нанимать профессиональных актёров мне не выгодно. Они то очень заняты, то гонорары просят невозможные, а есть ещё актеры с большой буквы А. Но главное, их трудно учить танцевать на таком уровне, чтобы они соответствовали. Для этого надо стоять в зале и преодолевать себя месяцами. Много ли ты знаешь наших актеров, способных на такое? А тут целый коллектив невероятных людей, красивых физически, у которых энергия, задор, желание. Они мотивированы, они просят «Учите! Учите нас! Мы хотим осваивать новые горизонты!» Грех не воспользоваться. Конечно, мне было бы легче найти-таки молодых актёров и подсунуть их ДИХНОВУ (хореграф-постановщик - В.Д), чтобы это ему надо было мучиться с ними, обучая танцу... Но повторюсь: мы пошли по пути наименьшего сопротивления. Что из всего этого получится - посмотрим.
Казахстан – разделенная страна, мы пытаемся ее объединить
- Не знаю, согласишься ты со мной или нет, но мне кажется, мы сейчас переживаем маленький театральный алматинский ренессанс. Люди ходят на свои спектакли, хотят видеть и любить своих актеров. Ты работаешь в этом поле, создаешь в нем свой центр энергии. Как ты определяешь смысл своей деятельности? Ведь ты точно не просто развлекаешь публику...
- Казахстан - разделенная страна: нас делят на городских и сельских, на казахов и не-казахов, на богатых и бедных, на религиозных и нерелигиозных, мы разделены по жузам, наконец, мы либо «южане», либо «северные», либо «западные»...
Я вижу смысл своей деятельности в том, чтобы объединять.
Когда мы были на гастролях в Атырау, мне, честно скажу, было страшно, потому что мне говорили, что там много религиозных людей, что там срывали наши афиши с «Любовницей» с тумб...
Первое, что меня поразило, когда публика собралась в фойе, так это то, насколько люди ждали этого похода в театр: женщины были в красивых платьях, мужчины, невзирая на невыносимую жару, - в рубашках. Были и женщины в платках, и мужчины-бородачи, одетые весьма узнаваемо. Но через десять минут зал был одним целым. Зрители хлопали и смеялись, когда актриса говорила, что в Аргентине на одну девушку приходилось шесть ухажеров. Потом нервно хихикали, потом восхищенно ахали. Потом плакали... Зал вздыхал и замирал на каждом выходе актрисы на авансцену. Я не могу это объяснить, но на этом спектакле это происходит всегда, в любом городе, зал становится одним живым существом, и всегда потом люди подходят к артистам и делятся своими переживаниями.
Мне интересно то, что сейчас происходит в Алматы, с театром, мне интересны молодые актеры, есть несколько постановок, которые завораживают публику, вот об этом мне интересно говорить и думать, а не о том, что нас разделяет. Сейчас идет «Аккомпаниаторша» в «Артишоке», готовят «Уят» - и это обязательно надо посмотреть! «Да/нет» немецкого театра. «Собака» Салтанат НАУРУЗ. «Одноклассники» в Business Theatre, конечно. Это мои любимые спектакли. А сколько нового интересного впереди! В этой связи бывает обидно за нас, когда приходишь на постановку приезжих артистов, а там... халтура чистой воды.
С «Другой Дюймовочкой» пути назад уже нет – будем играть
- Это все было о коллегах, а если вернуться к твоим спектаклям? Что нас ждет и когда?
- Мы сильно обновили «Любовницу», сейчас она идет на другой энергетике, там стало больше глубины, честности, настоящей искренности. Здесь хочу сказать, что я всегда с огромной осторожностью относилась ко всякого рода тренингам, основанным на энергетике и прочих эзотерических штуках. Расстановки, кундалини-йога, медитации - со всем этим я крайне осторожна. И вот нате вам! Сейчас работаем с труппой в основном над энергией. Интереснейшие уроки, потрясающие книги, удивительные учителя, открытия! Сегодня Гульжан Алиш (актриса, исполняющая главную роль) точнее, глубже, ярче передает характер главной героини, но работа над ролью, тем не менее, продолжается. Планируем расширить состав за счет новых танцоров!
И сейчас мы совсем близко к премьере «Другой Дюймовочки» в Алматы – проект менялся, прежде всего, внутри меня, несколько раз, сначала я сделала очень личную историю, настолько личную, что в конце мне самой стало страшно. Ребятам все очень понравилось, и они очень хотели это танцевать и играть, но я все завернула, все остановила и стала думать, как из всего этого выпутываться. Потом я стала делать очень социальный проект, потратила на это очень много времени и сил – показала Дихнову, группе, и опять мне сказали: мы хотим это танцевать. Я думала, что делать, но, в конце концов, отказалась и от этого варианта.
Дошло до того, что меня уже все спрашивали про то, что будет с «Дюймовочкой» - от моих домашних и друзей до просто знакомых. С группой мы постоянно пробовали разные варианты, делали самые причудливые фотосессии – с жабами, жуками, крысой, ласточкой. И получилось так, что я соединила два этих варианта, личный и социальный. И сейчас мы это ставим, и репетируем ежедневно, и у меня два состава работают над этим проектом одновременно.
Мы назначили дату премьеры «Другой Дюймовочки» в Алматы на сентябрь. Сейчас в проект пришли удивительные ребята. Талантливые, яркие! Например, Самрат ИРЖАСОВ, который прославился чтением стихов в интернете, немедленно откликнулся на моё предложение попробоваться на одну из ролей и сейчас репетирует. Будут еще открытия, зрителей удивлять мы умеем.
Конечно, я страшно волнуюсь, но пути назад уже нет – будем играть
- Будут ли гастроли в Астане? Вас там явно полюбили - после вашего тура в начале этого года.
- Да, мы планируем приехать в Астану с новой «Любовницей» и премьерой «Другой Дюймовочки», тоже осенью, но уже в ноябре.