Скачок цен на газ – это очередное свидетельство отсутствия продуманного научного подхода
"Каждое современное общество живет сейчас нововведениями и стремится контролировать происходящие перемены, пытаясь предвидеть будущее, с тем чтобы быть в состоянии определять ориентиры своего развития. Эта приверженность привносит в общество потребность в планировании и прогнозировании. Именно изменившееся осознание природы нововведения и делает значение теоретического знания столь всеобщим". Д. Белл "Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования".
В ушедшем году был принят целый ряд стратегических документов, по которым должна будет развиваться наша страна. Нас не удивить стратегиями развития – много их было принято за предыдущие годы, но мы как-то не замечали их особого влияния на нашу жизнь. Тем не менее о них стоит поговорить, чтобы разобраться с тем, почему они реализуются с эффективностью, меньшей, чем в них заявлено.
Главное, что обращает на себя внимание, когда знакомишься с отечественными стратегическими документами, это отсутствие какого бы то ни было теоретического обоснования выбранных приоритетов и способов их достижения.
Например, в "Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 г." (новая версия "Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 г.") есть описание того, что происходит в мире, проблем, порожденных пандемией Covid-19, неких трендов, но совершенно отсутствует теоретическое осмысление того, что происходит.
Наблюдение – это самый примитивный способ познания Мира. Оно дает ответ на вопрос: "Что происходит?". Но есть два не менее, если не более, важных вопроса: "Почему так происходит?" и "Каков механизм происходящего?". Без ответов на эти вопросы просто невозможно определить направление развития и способы развития. Но эти вопросы не ставятся ни в одном из стратегических документов. Соответственно, нет и ответов на них. Но тогда наши стратегические документы являются простым набором пожеланий, вероятность исполнения которых очень даже невелика.
Для того, чтобы пояснить, о чем идет речь, разберем "Общенациональный приоритет 1. Справедливая социальная политика". В документе описана суть приоритета: "содействие продуктивной занятости населения, исполнение всех обязательств по социальным выплатам и государственным пособиям, направленных на поддержку семей".
Первое, что хочется отметить, что сутью любой социальной политики в любой стране в любую эпоху, в первую очередь, является равенство (или неравенство) прав граждан. Например, в сословном феодальном государстве неравенство подданых задается императивно - по сословным, конфессиональным и иным признакам. В современных странах развитых демократий, наоборот, императивом является равенство прав граждан. Другой вопрос, что не всегда удается реализовать этот принцип в полной мере, но эта тема выходит за рамки настоящей заметки.
Декларативно в нашем государстве установлено равенство прав всех граждан, но реальность говорит несколько об обратном. Читатель может легко привести немало примеров, когда равенства в правах нет. И если содержанием социальной политики должно стать обеспечение равноправия, то надо изучить природу неравенства, выявить причины, которые его порождают. Все это тянет на большую научную работу. "Национальная политика", разумеется, не научная статья, но в ней можно привести основные результаты и ссылки на соответствующие научные работы. Однако, как мы видим, ничего такого ни в одном из стратегических документов нет.
Во вторую очередь, социальная политика должна решать проблему равенства возможностей своих граждан. Очевидно, что у нас в стране никакого равенства возможностей нет. Справедливости ради, надо заметить, что государство как-то пытается компенсировать это неравенство возможностей. Социальная помощь разновидность такой компенсации. Но все компенсационные механизмы не являются частью продуманной и научно обоснованной системы, а потому они не очень эффективны.
Поэтому второе, что хочется отметить, — это отсутствие системного, научно обоснованного, подхода к формированию политики. Политика замещена набором благих пожеланий. Но сущностные проблемы не определены, не описаны, и задача их решения не поставлена.
Отсутствие научного подхода характерно для всех разделов "Национального плана развития", для всех национальных проектов. Поэтому мы имеем дело с эклектичными, в чем-то внутренне противоречивыми, документами.
В последующих заметках попытаемся более детально описать к каким последствиям ведет пренебрежение наукой и какими могли бы быть стратегические документы, если бы они использовали современные научные достижения.
P.S. Скачок цен на газ – это очередное свидетельство отсутствия продуманного научного подхода. Организация и проведение аукционов и биржевых торгов хорошо и глубоко проработанные направления экономической науки. Но достижения науки в очередной раз оказались невостребованными.