Казахстан: стабильное - сегодня, тревожное - завтра
Казахстан попал в список преддефолтных стран. Эту тревожную новость на прошлой неделе распространил Business Insider, передает КазТАГ. Однако она не вызвала эффекта разорвавшейся бомбы на казахстанском рынке. Действительно ли наша республика близка к потере способности отвечать по суверенному долгу? Попробуем разобраться.
Напомним, что в сообщении этот сайт сослался на мнение Bank of America Merrill Lynch. Согласно выводам аналитиков американского инвестиционного гиганта, Казахстан находится на девятом месте в списке стран, чей дефолт наиболее вероятен.
К слову, помимо нашей республики из постсоветских государств к группе риска причислены Россия, занявшая седьмое место, и Украина, замкнувшая тройку преддефолтников. Возглавляют же рейтинг Венесуэла и Греция, а замыкает десятку неблагонадежных Турция. В этот список также вошли Пакистан, Египет, Кипр и Бразилия.
Если с оценкой кредитоспособнос
CDS тревоги нашей
Все дело в том, что список преддефолтников составлен на основе оценки стоимости кредитных дефолтных свопов (CDS - КазТАГ) стран по состоянию на 31 июля 2015 года. Проще говоря, рейтинг сформирован исходя из цен на мировом рынке страховок от потери способности государств-эмите
Казалось бы, нет поводов не доверять этой рейтинговой оценке, поскольку она рыночная и отражает отношение инвесторов к способности той или иной страны отвечать по своим внешним обязательствам. Однако проблема заключается в том, что не всякая рыночная оценка может быть объективной, особенно если речь идет о рынке CDS.
Дело в том, что этот рынок, вопреки некоторым ужесточениям после кризиса 2008 года, по-прежнему остается высоко спекулятивным. Ведь на нем необязательно покупатель страховки от дефолта определенной страны в то же время является и держателем долговых обязательств этой страны.
Именно это делает рынок CDS высокоспекулятив
А как в реальности обстоят дела с внешними суверенными обязательствами Казахстана и платежеспособнос
Доля внешних обязательств, не гарантированных государством, в общем объеме снизилась до $145,83 млрд против почти $148,43 млрд по итогам прошлого года. При этом на долю межфирменной задолженности приходится 52,1% от общих обязательств, или чуть более $80,43 млрд.
Но самое главное - в общем объеме внешнего долга доля государственных и гарантированных государством обязательств по итогам I квартала снизилась до 5,4%, составив $8,36 млрд против более $8,63 млрд на конец прошлого года. Даже если к этой сумме прибавить июльские внешние заимствования правительства в размере $4 млрд, то госдолг по-прежнему будет ниже 10% ВВП, что по международным стандартам считается очень низким показателем.
Нет дыма без огня
А если при этом учитывать, что международные резервы Казахстана, состоящие из активов Нацфонда и Нацбанка, по-прежнему составляют почти $100 млрд, то оценки, указывающие на то, что Казахстан относится к категории стран, где сейчас дефолт по суверенным долгам наиболее вероятен, выглядят по меньшей мере нелепым недоразумением.
Но, как известно, дыма без огня не бывает. Это утверждение вполне справедливо в случае с Казахстаном. Дело в том, что в условиях отсутствия серьезных успехов власти в деле диверсификации экономики, отягчаемых низкими нефтяными ценами, слабеющим рублем на фоне фиксированного курса нацвалюты, правительство лишилось главного источника сверхдоходов - сырьевого.
Более того, на фоне падения поступлений в Национальный фонд из-за падающих цен на нефть, удушающего давления на реальный сектор переоцененного тенге, увеличившего риски банкротства некоторых предприятий, сокращения рабочих мест и заработных плат, правительство столкнулось с фактом стремительно снижающейся налогооблагаемой базы.
А если к этому прибавить неэффективность власти в деле проведения структурных реформ, начиная с приобретения Казахстаном независимости, правительство осталось у разбитого корыта и вполне закономерно встало на скользкий путь внешних заимствований.
Латание бюджетных дыр
Чтобы в том числе латать бюджетные дыры, кабмин уже дважды был вынужден прибегать к займам на международном рынке капитала. В первый раз это произошло в октябре прошлого года. Тогда правительство заняло $2,5 млрд, разместив 10-летние и 30-летние еврооблигации на $1,5 и $1 млрд по ставкам доходности 4,07% и 5,11% соответственно.
Во второй раз это произошло уже в июле этого года. При этом аппетиты кабмина заметно возросли, поскольку он привлек уже $4 млрд путем размещения 10-летних и 30- летних еврооблигаций на $2,5 и $1,5 млрд соответственно. Однако в этот раз ставки доходности оказались заметно выше: 5,26% и 6,57%.
Примечательно, что в последний раз государство прибегало к внешним заимствованиям в апреле далекого 2000 года. Причем тогда сумма займа по сравнению с последними заимствованиями выглядела мизерной - всего $300 млн.
Стабильное - сегодня, тревожное - завтра
Но что настораживает больше всего, так это то, что последнее размещение еврооблигаций в июле этого года оказалось не только больше первого почти в два раза, но и произошло спустя всего девять месяцев после первого займа! То есть меньше чем за год государство заняло $6,5 млрд - больше, чем составлял весь госдолг до этих заимствований.
Вывод из всего вышесказанного напрашивается сам собой: при текущем внешнем госдолге и размере международных резервов дефолт по государственным обязательствам Казахстану не грозит.
Это не исключает того, что если ценовая конъюнктура на глобальном нефтяном рынке и ситуация в реальном секторе экономики сохранятся, если наметившаяся тенденция наращивания суверенного долга, снижения международных резервов усилится, а высокая долговая нагрузка квазигосударстве