Казахстанские компании могут успешно конкурировать на внутреннем рынке
Читайте предыдущую статью Жараса АХМЕТОВА «Нерациональное поведение».
О чем пойдет речь?
Все немного расстроились, когда узнали, что Казахстан опустился в рейтинге глобальной конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума.
Но прежде чем принять эту новость близко к сердцу, надо вспомнить, что рейтинг составляется на основе экспертных заключений, то есть на нем лежит, как и на многих других рейтингах, печать субъективности. И незначительные колебания занимаемого места или значений компонентов рейтинга говорит не столько об объективных изменениях, сколько об изменении субъективных оценок текущей реальности опрашиваемых экспертов.
Потом, когда мы говорим о конкурентоспособности нашей страны, надо понимать: с кем она реально конкурирует и за что?
Как раз в ответах на эти вопросы полной ясности нет. Понятно, что мы не можем конкурировать за глобальное политическое лидерство, во всяком случае, сейчас – у нас для этого нет необходимых предпосылок. Да и желания тоже нет, что, в принципе, правильно – глобальное политическое лидерство требует гигантских издержек, которые нам не по карману.
Но мы можем конкурировать за региональное политическое и экономическое лидерство. И наши конкуренты – это наши соседи. Сразу же оговорюсь: можно конкурировать и оставаться добрыми друзьями, одно другому не мешает.
Региональное лидерство – это не удовлетворение собственного тщеславия, а средство, позволяющее двигать развитие страны.
Через регионального лидера осуществляется политическое и экономическое взаимодействие региона с остальным миром. А это в свою очередь означает, что региональный лидер является распределителем экономических благ, идущих от мира в регион.
В таком случае, нашими конкурентами, в первую очередь, являются Россия и Узбекистан. Россия нас опережает в рейтинге, что более или менее отражает реальное соотношение сил.
Но чтобы стать региональным лидером, необходимо, чтобы собственная экономика была способна удовлетворять потребности страны в товарах и услугах.
Речь идет не об автаркии или сплошном импортозамещение. Речь идет о способности наших производителей конкурировать на внутреннем рынке. Если они, предположим, постоянно теряют долю рынка, то о какой конкурентоспособности может идти речь? И, наоборот, если наши производители демонстрируют способность к наращиванию доли рынка, это значит, что они готовы или вот-вот будут готовы к конкуренции на внешних рынках.
В этой заметке как раз и пойдет речь об изменении доли внутреннего рынка у наших отечественных производителей. И мы попытаемся понять, почему одним их них это удается, а другим нет.
Борьба за долю рынка
Если в потреблении кого-нибудь вида продукции высока доля импорта, скажем, выше 50%, это указывает на наличие рыночной ниши, за которую необходимо побороться. Просто надо верно оценить, за счет чего импортный продукт превосходит отечественный. А для этого нужна рыночная информация. Если она есть, то половина дела сделана
Наш производитель из-за несовершенства используемых технологий может уступать как в качестве продукции, так и в сумме всех издержек, что делает его продукцию в конечном итоге неконкурентоспособной.
Производитель должен решить две задачи: добиться необходимого качества и хотя бы уравнять свои производственные издержки с производственными издержками импортного товара. И тогда естественное преимущество – экономия на транспортно-логистических расходах – даст о себе знать.
И здесь мы должны вспомнить об ограниченной рациональности и издержках принятия решения.
Если производитель способен нести такие издержки, то вероятность удачного решения велика.
Наши ниши
Скептически настроенному читателю может показаться, что такое у нас в стране невозможно. Но давайте посмотрим на производство маргарина и аналогичных ему продуктов. На графике 1 показана динамика изменения производственных мощностей, выпуска и доли импорта.
Если в 2008 году доля импорта составляла 50%, то в 2016 году уже чуть меньше 30%. При этом выросли и производственные мощности, и выпуск продукции. Это означает, что где-то в 2008 или 2009 году производители маргарина приняли решение об инвестициях в наращивание или модернизацию основных фондов. И это решение оказалось удачным – они потеснили импорт на внутреннем рынке.
Да, коэффициент использования производственных мощностей на какое-то время подсел, но уже стал восстанавливаться (смотрите график 2).
Конечно, желательно познакомиться и с финансовой документацией предприятий-производителей маргарина, чтобы сделать окончательные выводы. Но, увы, знакомых у меня среди них нет. Но пока все выглядит так, что в производстве этого продукта наши производители оказались конкурентоспособными.
Рассмотрим другой пример – производство подсолнечного масла. На графике 3 показано, как менялись производственные мощности, выпуск и доля импорта. Надо отметить, что мощности и выпуск относятся к средним и крупным предприятиям. Доля импорта учитывает всех производителей (это же относится и к маргарину).
Глядя на график, можно предположить, что крупные и средние производства решили нарастить свои мощности, чтобы вытеснить импорт. Но что-то пошло не так, потому что в 2015 году произошло резкое сокращение производственных мощностей. Это говорит о том, что при принятии инвестиционных решений были совершены ошибки. Но произошло очищение – неудачники ушли с рынка.
И надо отметить, что устойчивость производству подсолнечного масла дали малые предприятия – когда крупные и средние предприятия просели, они смогли нарастить выпуск, что и позволило снизить долю импорта в 2016 году.
И в первом, и во втором случаях, речь идет о множестве компаний. Конечно, среди них есть успешные и неудачники. Но в целом на примере этих продуктов мы видим, что успешно конкурировать на внутреннем рынке можно.
Признаюсь, искал пример крупной неудачи среди продуктов питания и не нашел. То есть о подотрасли в целом можно говорить, как об обладающей потенциалом конкурентоспособности.
Но есть другие подотрасли, где примеров неудач полно. Эти примеры рассмотрим в следующей заметке.
Фото: vybratpravilno.ru.