Почему значительное число наших предпринимателей несет дополнительные издержки, препятствующие развитию бизнеса
Читайте предыдущую статью Жараса АХМЕТОВА «Валовая прибыль в 30 копеек».
Информация – важный, но дефицитный ресурс
Информация – очень важный ресурс, потому что на ее основе мы составляем картину мира и принимаем решения. Правда, при этом не всегда имея возможность оценить качество информации, ее достоверность.
Возьмем, к примеру, курс тенге. Для каждого из нас, чтобы выбрать стратегию формирования собственных сбережений, важно понимать, что будет с национальной валютой хотя бы в ближайшие год-два.
Мы видим, что тенге слабеет. Краткосрочное ли это явление или среднесрочный тренд?
В принципе, можно разобраться и самостоятельно, но придется потратить время на обретение некоего минимума финансовой грамотности, подучить математическую статистику, научиться работать с публикациями Национального Банка.
И самое главное, надо знать реальную курсовую политику, которой придерживается Национальный банк, и насколько она отличается от декларируемой.
Понятно, что потребуются затраты времени, денег, интеллектуальных усилий. Но наша повседневная жизнь не дает нам возможности на такого рода затраты и подобные изыскания являются для большинства непосильными.
Пробел закрывают эксперты, рассказывающие о своем понимании происходящего. Но, как правило, оценить их квалификацию мы не можем, поэтому верим тем, кто нам внушает доверие по субъективным признакам: говорит красиво, выглядит умным, другие хвалят.
Итак, мы живем в мире неполной и противоречивой информации, на основе которой и принимаем решения, в том числе ошибочные.
А ошибки – это всегда дополнительные расходы.
Дефицит сведений обходится дорого
Тем, кто занимается предпринимательской деятельностью, часто доводилось слышать во время переговоров о поставках производимой ими продукции, примерно такую фразу: «Соглашайтесь на нашу цену. Лучшее предложение вам никто не сделает». А цена-то при этом очень низкая, ниже той, на которую вы рассчитывали.
Еще при этом покупатель любит добавлять: «Если не хотите поставлять по моей цене, для меня ничего страшного не случится – куплю аналогичный товар в другом месте».
Если у вас нет полной картины о рынке вашей продукции – баланс производства и потребления, интересы основных игроков на этом рынке, преимущества и недостатки продукции ваших конкурентов – вам ничего не остается, как пойти на диктуемые условия. Вы еще будете и благодарны – ведь условия могли быть куда хуже.
Мне доводилось бывать в таких ситуациях и порой соглашаться на отпуск продукции даже по ценам ниже рыночных. И все от того, что не было данных о возможных альтернативах.
Но если владеть информацией о ситуации на рынке в достаточной мере, все меняется – теперь уже вы диктуете условия.
И такое случалось в моей практике.
Тогда вы можете выработать эффективную стратегию переговоров. В итоге можно добиться, чтобы покупатель соглашался брать продукцию даже по цене выше рыночной. Конечно, чтобы он на это пошел, ему надо предложить дополнительные условия, которые вам, по большому счету, ничего не стоят, а ему не только компенсируют прирост цены, но и должны будут принести дополнительную выгоду.
Плюсы владения информацией очевидны. Но почему же бывает так, что ее недостаточно?
Потому что для ее получения нужно нести расходы и довольно значительные. Поэтому проблема дефицита информации особенно болезненна для малого бизнеса и начинающих предпринимателей, зачастую оказывающихся в положении «младенцев в джунглях».
И если государство хочет поддержать развитие малого предпринимательства, то наиболее эффективным, а самое главное общедоступным видом поддержки, стало бы распространение рыночной информации.
Решение вроде бы есть
Совсем недавно была принята «Национальная экспортная стратегия Республики Казахстан». Среди прочих, в ней есть раздел 5.3. «Устранение барьеров, препятствующих развитию экспорта».
Перечислены и сами барьеры: несовершенство таможенных и налоговых процедур; несовершенство транспортно-логистической и торговой инфраструктуры; наличие внешних торговых барьеров; проблемы изучения и соответствия техническим стандартам и требованиям, предъявляемым к казахстанской продукции со стороны третьих стран; необходимость создания эффективного механизма продвижения экспорта за рубежом.
Любопытства ради сравним с факторами, создающими наибольшие проблемы для экспорта казахстанской продукции, перечисленные в «The Global Enabling Trade Report 2016», подготовленном Всемирным экономическим форумом.
Первые четыре фактора – сложности с поиском покупателей в необходимом количестве и надлежащего качества, высокие тарифы и задержки с поставками при международных перевозках, то же самое при внутренних перевозках, дефицит сведений о потенциальных рынках или потребителях – с перечнем барьеров из Стратегии вообще никак не совпадают.
Казалось бы, ну не совпадают – ничего страшного. Кто сказал, что наши оценки должны совпадать с оценками ВЭФ?
Но, с другой стороны, кто пойдет на новый рынок, если о нем нет достаточной информации? Или, если найти надежного контрагента дело сложное и затратное?
В Стратегии есть решение – некий единый оператор будет предоставлять, цитирую, «сервис готовых маркетинговых решений, а также предоставления дополнительных маркетинговых услуг».
В п. 5.2 «Оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки для экспортеров» Стратегии среди мер нефинансовой поддержки предусмотрена «обеспеченность экспортеров достаточной информацией для решения задач по развитию экспортной деятельности».
И далее, в этом же пункте: «В дополнение, к нефинансовой поддержке будет относиться сервис по предоставлению готовых маркетинговых решений, участию в международных проектах и тендерах, а также по оказанию юридической поддержки и проверке контрагента».
Но решение ли это?
Рисуется такая картина: массы экспортеров движутся к «единому окну» единого оператора за готовыми маркетинговыми решениями, которые его сотрудники денно и нощно, не разгибая спины, не зная сна и отдыха выдают на гора.
Удовлетворенные экспортеры, прижимая к груди заветные папочки с готовым маркетинговым решением, расходятся по своим фирмам, чтобы со следующего дня приступить к наращиванию бизнеса.
И да, последние профессионалы уходят из наших правоохранительных органов на работу к единому оператору, чтобы заниматься проверкой контрагентов, ведь эта деятельность требует определенных навыков в оперативно-розыскной и агентурной работе, допуска к базам специальных учетов.
Ничего этого не будет.
Во-первых, потому что Стратегией предусмотрена нефинансовая поддержка от 400 компаний в 2018 г. до 650 в 2020 г. То есть все это счастье предназначено для довольно ограниченного круга лиц.
И самое главное, все предложенные меры не решают проблемы высоких издержек. Какая разница предпринимателю, кому платить – единому оператору или частному консультанту – если это все равно для него неподъемные издержки?
А если такие издержки ему по карману, то никакой единый оператор ему не нужен.
Если государство хочет поддерживать экспортеров, оно должно определиться: кого поддерживает и ради чего поддерживает?
Можно поддерживать и большие, устоявшиеся фирмы, уже имеющие «готовые маркетинговые решения». Но условием такой поддержки должен быть рост местной локализации в готовой продукции.
Тогда через такую фирму государственная поддержка будет распределяться по нашим малым средним предприятиям. Плюс они получат устойчивый внутренний рынок сбыта. Плюс усилятся горизонтальные связи, что будет способствовать снижению совокупных издержек.
Можно поддерживать и малые предприятия.
Тогда государство должно просто брать на себя часть издержек, может быть и значительную, связанную с обеспечением этих предприятий необходимой информацией.
А пока в условиях дефицита рыночной информации значительное число наших предпринимателей несет дополнительные издержки, препятствующие развитию их бизнеса.