По показателям макроэкономической среды страна опустилась с 69 на 98 место
Неприятная, но, похоже, объективная новость: согласно последнему отчету Всемирного экономического форума Казахстан опустился с 53 на 57 место в рейтинге глобальной конкурентоспособности.
Падение в рейтинге последних лет в основном связано с проблемами макроэкономической среды, по показателям которой Казахстан опустился с 69 до 98 места (!).
Если брать декомпозицию рейтинга по факторам и выделить наихудшие места, то топ-5 наиболее проблемных факторов макросреды могут выглядеть следующим образом:
1. Инфляция (130 место)
2. Надёжность банков (114 место)
3. Доступ к кредитам (98 место)
4. Баланс бюджета (96 место)
5. Национальные сбережения (60 место)
Примечательно, что 4 из 5 самых проблемных факторов - это епархия монетарной политики и банковского надзора, за которые отвечает Нацбанк.
Если анализировать, что улучшилось, а что ухудшилось, то отмечается определенное улучшение по направлениям, за которые отвечает экономический блок правительства:
- баланс бюджета +12 позиций (96 место);
- налоговые ставки +1 позиций (34 место);
- госдолг +6 позиций (11 место).
Вниз в рейтинге конкурентоспособности нас утянули же как раз показатели, за которые отвечает Нацбанк:
- инфляция -17 позиций (130 место);
- надежность банков -9 позиций (114 место);
- доступ к кредитам -9 позиций (98 место);
- национальные сбережения -15 позиций (60 место).
Несмотря на вроде как «снайперское» попадание в коридор инфляции 6-8% по полугодию (в которое не очень верится), Всемирный экономический форум похоже весьма скептично оценил результативность проводимой Нацбанком уже более двух лет так называемой "политики инфляционного таргетирования".
Остаются вопросы к самому показателю инфляции. К примеру, за период 2000-2016 г. индекс потребительских цен вырос на 389%, а дефлятор ВВП за этот период вырос уже на 730%.
Очевидно, что текущая имитация политики таргетирования инфляции с волатильностью и непредсказуемостью курса серьезно обостряет проблему доступа к кредитам и крайне отрицательно сказывается на деловой активности и инвестициях.
Вместе с тем упорно продолжает игнорироваться поручение главы государства о том, что Нацбанк должен отвечать не только за инфляцию, но и за стимулирование роста экономики - так называемый "двойной мандат", который все никак не внесут в закон о Национальном банке.
Источник: страница в Facebook Рахима ОШАКБАЕВА. Публикуется с разрешения автора.
Иллюстрация: thinktanks.by.