
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
Принятые на прошедшем в китайском Тяньцзине 31 августа – 1 сентября саммите ШОС и комментарии западных СМИ на это событие в очередной раз подтвердили два абсолютно очевидных факта.
Первый свидетельствует о том, что мир раскололся на два непримиримых лагеря – тех, кто предпочитает жить в мире, «основанном на правилах», навязывая их всем остальным; и тех, кто видит будущее мира на основе общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в Уставе ООН.
Второй – число приверженцев второй позиции существенно выросло, а их позиция находит все большее число сторонников, причем, даже среди тех государств, которые пока остаются в первом лагере, но уже выражают явное сомнение в справедливости этих «правил». Участие в саммите премьер-министра Индии Нарендры Моди и премьер-министра Словакии Роберта Фицо – наглядное свидетельство этого.
Третий очевидный факт – трансформация самой ШОС. Судя по выступлениям лидеров государств-членов, да и государств – партнеров по диалогу, а также принятым на саммите документам внешнее давление, оказываемое сторонниками существования «основанного на правилах» мира, и нарастающие глобальные и региональные угрозы потребовали иного уровня конкретики. И если раньше ШОС подвергался справедливой критике за общие декларации, не подкрепленные конкретными шагами по их проведению в жизнь, и обтекаемые формулировки, то сейчас этого не скажешь. Многое было названо своими словами. И хотя адресат конкретно и не был указан, разумному было достаточно.
Во всяком случае, содержащееся в Тяньцзиньской декларации положение о том, что государства-члены подтверждают свою «приверженность формированию более представительного, демократического, справедливого и многополярного миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права, включая зафиксированные в Уставе ООН, уважении к многообразию культур, взаимовыгодном и равноправном сотрудничестве государств при центральной координирующей роли ООН» читается однозначно и не может иметь двусмысленного толкования.
Однозначно читаются и тезисы о том, что «односторонние ограничительные меры противоречат международному праву и являются неприемлемыми», а «двойные стандарты» в борьбе с терроризмом неприемлемы, а сам терроризм во всех его формах и проявлениях должен решительно осуждаться. Здесь очевидная отсылка на действия Израиля и США в Газе и Иране. Кстати говоря, прямым текстом осуждаемые в тексте декларации.
Совершенно конкретно звучит и тезис о необходимости «наращивать совместные усилия по недопущению распространения радикальных идеологий, любой религиозной нетерпимости и ксенофобии, агрессивного национализма, этнической и расовой дискриминации». Подкрепляется он принятием Программы сотрудничества государств-членов в противодействии экстремистской идеологии на пространстве ШОС на 2026-2030 годы, нацеленной в том числе на реализацию Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, принятой в Астане в далеком 2017 году.
Еще конкретнее принятые долгожданные решения о реформировании РАТС в Универсальный центр по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств-членов ШОС в Ташкенте и Соглашение о создании Антинаркотического центра ШОС в Душанбе, а также решения о создании Центра информационной безопасности, Центра по борьбе с транснациональной организованной преступностью в Бишкеке. Все они подразумевают не только фиксацию возникающих проблем, но и согласование национальных стратегий по борьбе с угрозами терроризма, информационной безопасности, оргпреступности, наркотранзита и наркозависимости, но и проведение серьезной аналитической работы, позволяющей работать на опережение по предотвращению этих угроз.
На очереди создание Центра стратегических исследований в сфере безопасности и Регионального центра искусственного интеллекта. Возможно, создание этих центров и активизация аналитической работы в их рамках позволит наконец-то определиться с характером общих региональных угроз и объединить усилия в их предотвращении.
В этом же контексте можно рассматривать принятие Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2035 года, «Дорожной карты» по реализации Стратегии развития энергетического сотрудничества ШОС на период до 2030 года, Решение об учреждении Банка развития ШОС и активизации консультаций по комплексу вопросов функционирования этого финансового института, а также Решение Совета глав государств – членов ШОС о статусе «партнер Шанхайской организации сотрудничества».
Первый документ намечает путь развития ШОС на ближайшие 10 лет, второй создает перспективу формирования общего энергетического рынка ШОС, третий позволит повысить эффективность экономических обменов и обезопасить их от колебаний внешней конъюнктуры, а в перспективе, возможно, создать альтернативу действующей в настоящее время финансовой системе, четвертый уравнивает статус «наблюдателей» и «партнеров по диалогу», а следовательно позволяет на более рациональной основе решать вопросы по расширению членства ШОС.
Все это – довольно непростые и давно ждущие своего решения вопросы. Остается лишь надеяться, что они не останутся «на бумаге», ведь тот же вопрос о создании Банка ШОС «дебатируется» уже 15 лет, а «воз все ныне там».
Не могу не обратить внимания на инициативы, выдвинутые хозяином саммита – Председателем КНР Си Цзиньпином. На заседании глав государств-членов ШОС он призвал их следовать пяти принципам: настаивать на поиске точек соприкосновения, сохраняя при этом различия; придерживаться принципа взаимной выгоды и беспроигрышной ситуации; следовать открытости и терпимости; придерживаться справедливости; придерживайтесь прагматизма и эффективности. А на заседании в расширенном составе – «ШОС+» – выдвинул инициативу «глобального управления».
Суть ее, казалось бы, проста, но содержание очень глубоко. По мнению Си Цзиньпина, необходимо:
Во-первых, добиваться суверенного равенства. Настаивать на том, чтобы все страны, независимо от их размера, силы или слабости, богатые или бедные, на равной основе участвовали, принимали равные решения и получали равные выгоды от глобального управления.
Во-вторых, соблюдать верховенство международного права. Всесторонне и безоговорочно соблюдать общепризнанные базовые нормы международных отношений, закрепленные в УставеООН, обеспечивать равное и единообразное применение международного права и международных норм, не применять «двойные стандарты» и не навязывать «семейные правила» нескольких стран другим.
В-третьих, практиковать многосторонность. Придерживаться концепции обсуждения и построения совместного глобального управления, укреплять единство и сотрудничество, выступать против односторонности, твердо поддерживать статус и авторитет.
В-четвертых, реформировать и совершенствовать систему глобального управления для обеспечения участия людей всего мира в глобальном управлении и обмене результатами глобального управления, с тем чтобы лучше реагировать на общие вызовы, стоящие перед человеческим обществом, лучше преодолевать разрыв в развитии Север-Юг и лучше защищать общие интересы всех стран мира.
В-пятых, придерживаться систематического планирования и общего продвижения, координировать глобальные действия, полностью мобилизовать ресурсы всех сторон и добиваться более наглядных результатов, чтобы избежать отставания в управлении и фрагментации посредством прагматичного сотрудничества.
Тем самым Си Цзиньпин дал понять, что «основанному на правилах» миру, предполагающему доминирование права силы и «двойные стандарты», односторонние санкции, произвольные тарифы и пошлины, да и элементарный диктат, основанный на принципе «я так хочу», есть вполне разумная альтернатива. Дело за малым – научиться ощущать себя суверенным государством и действовать сообща, понимая при этом собственные национальные интересы и имея желание их отстаивать.
Константин Сыроежкин, синолог, доктор политических наук