Имя Джамбула стало одним из тех, через которое мир узнал казахов
На стыке зимы и весны великому казахскому поэту Жамбылу ЖАБАЕВУ исполнилось 175 лет. В культурной памяти народа он живет как сказитель и акын-импровизатор, передавший из века в век традиции песенно-музыкального искусства кочевников.
Искусство номадов Великой Степи. Писатель Мухтар МАГАУИН в свое время назвал Жамбыла "последним подарком казахам от традиций великих степных сказителей прошлого". "Джамбул никем вручную не сделан. Он донес и передал эту традицию из средних веков на сцену Империи двадцатого века".
Это цитата из газетного очерка 1996 года под названием "Великие родятся, но Джамбул не повторится". В то время акыну доставалось за сталинский период его творчества. Но у какого гения той эпохи в творчестве не было этого самого "сталинского периода"?
Во славу отца народов писали даже Михаил БУЛГАКОВ, Борис ПАСТЕРНАК, Анна АХМАТОВА. Последней принадлежат вот эти строки про страшные годы ежовщины: "Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".
Для одних писателей и поэтов это был вопрос жизни или смерти, для других - чисто творческий интерес. Например, о Сталине сначала в превосходных тонах писали английский писатель Герберт УЭЛЛС и немецкий прозаик Лион ФЕЙХТВАНГЕР. Потом это сменилось разочарованием.
Оба побывали в Советском Союзе и встречались с большевистским диктатором лично. Фейхтвангер в 1937 году в Москве даже присутствовал на показательном судебном процессе над "врагами народа".
Жамбылом тоже двигал творческий интерес. Его вторая поэтическая молодость обусловлена живым любопытством к смене эпох, которую он, как художник, безусловно, чувствовал и понимал. По большому счету, казахи – дети его. Думаю, аксакалу Жамбылу было интересно и не безразлично, куда заводят его детей вот эти новые революционные повороты, перевороты или зигзаги истории.
Мы не знаем, как звучал голос молодого Жамбыла. К приходу Советской власти ему было семьдесят лет. Родился он еще в 1846 году. Жамбыл Жабаев на год младше другого нашего классика Абая КУНАНБАЕВА.
К моменту, когда большевики пришли его просить стать "певцом коммунизма" из национальной окраины, он уже давно - живая легенда в казахской степи. Лучший из учеников акына-импровизатора Суюнбая. Неоднократный победитель, скажем так, "республиканских айтысов". Причем разных эпох. И состязался он с юности с видными акынами Степи.
Победы Жамбыла в айтысах Великой степи (конец XIX - начало XX века):
- 1881 г. 35-летний Жамбыл победил акына Кулмамбета;
- в 1895 году - акына Сарбаса;
- в 1902 году - акына Досмагамбета;
- в 1909 году - 63-летний Жамбыл победил акына Шашубая.
Ленинградский рок-акын Виктор ЦОЙ, считай, сын Жамбыла, потому что "ленинградцы дети его", век спустя пропел: "Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе". Маленький Жамбыл ушел из родительского дома еще в четырнадцать. По другим данным чуть ли не в двенадцать.
С ясным желанием стать странствующим акыном, учеником легендарного импровизатора Суюнбая, зарабатывать пением под домбру в стиле толгау (речитатив), или в жанре рэп, наверное, говоря по-нынешнему.
Звезда по имени Жамбыл сияла в Великой казахской степи еще до прихода туда советской власти рабочих и крестьян. И это он был нужен большевикам, а не наоборот.
Затем слава Джамбула Джабаева приобрела всесоюзный масштаб. И на века она отчеканена в строках "Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя. Мне в струе степного ручья. Виден отблеск невской струи":
Спать не в силах сегодня я...
Пусть подмогой будут, друзья,
Песни вам на рассвете мои,
Ленинградцы, дети мои, Ленинградцы, гордость моя!
И, кстати, это Жамбыл Жабаев лично стал первой объективацией казахов в глобальном пространстве, сохранив и передав мировой культуре поэтико-музыкальное искусство номадов. Это главное для нас.
И долго будет тем любезен он народу, что чувства добрые он лирой пробуждал, что в тот жестокий век восславил он искусство. Искусство национальное, аутентичное, вечное. Жамбыл не дал ему угаснуть от враждебных вихрей разрушительного пролетарского искусства и примитивного, маргинального пролеткульта.
Еще одна цитата от писателя Мухтара Магауина: "Имя Джамбула стало одним из тех, через которое мир узнал казахов. Он принес первым в мир литературы казахский строй мысли, образов, а не АУЭЗОВ, не Абай и не наш фольклор. Когда были убиты великие, когда крепко пострадал народ (едва был не уничтожен), когда дух народа был надломлен испытаниями, именно в эту самую тяжелую пору именно Джамбул поднимал (воспевал) название народа – казах. Эти он придавал силы современникам и дыхание новым поколениям".
В апреле-мае зацветет сирень. В том числе имени акына. С белоокаймлёнными лепестками. Этот сорт сирени вывели в 21-м году, но век назад. Селекционер-самоучка Леонид КОЛЕСНИКОВ назвал его в честь великого казахского поэта Джамбула Джабаева.
И когда в апреле и всегда потом, вам будет слышен аромат сирени, вспомните, пожалуйста, о нем. Вспомните по запаху цветов Джамбула – нашего акына и отца.
Поэт Жамбыл расцветает сиренью каждую весну. Дольше века длится его слава. Почти два столетия без четверти. Так много в этом звуке для сердца нашего слилось. Он в культурном коде нации. В этом имени смешались мифы и легенды. Жамбыл это и наша античность, и наш модерн. Он можно даже сказать один из отцов-основателей той державы, чье имя казахская душа.