Все проблемы нашей экономики порождаются никак не прекращающимися попытками внедрить какое-нибудь простое и чудодейственное решение
Руководство страны считает, что есть простые чудодейственные рецепты, способные исправить все недостатки отечественной экономики. Но злые экономисты эти рецепты скрывают. Как сказал на последнем расширенном заседание правительства президент страны, "экономистер, кәсіпкерлер көп. Шетінен білімді, дарынды. Бірақ, олардың нақты ұсыныстары аз, тіпті, жоқ деп айтуға болады" (здесь и далее цитируется по Выступление главы государства Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании правительства — Официальный сайт президента Республики Казахстан (akorda.kz)).
Как тут не вспомнить знаменитый закон Мерфи: "Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения". Собственно говоря, все проблемы нашей экономики порождаются никак не прекращающимися попытками внедрить какое-нибудь простое и чудодейственное решение. Но они не улучшают ситуацию, а только усугубляют ее. Это хорошо видно на примерах инфляции и банковского кредитования экономики.
Инфляция
Глава государства подверг критике усилия правительства по борьбе с инфляцией: "Үкімет бар жауапкершілікті өңірлерге артып қойды. Олар әкімшілік ресурсты пайдаланып, дүкендерді аралап жүр, басқа тәсілдер және жаңа идеялар жоқ. Мұндай жұмыс ешқашан тиімді болған емес. Бір сөзбен айтқанда, нарық заңдылығына сай келетін жаңа ұстаным жоқ".
Так-то оно, конечно, так – административные меры, которые так любит наше правительство, по природе своей не могут быть эффективными. Но интересно то, что К.К. ТОКАЕВ ничего не сказал про ту часть доклада премьер-министра, в которой излагались мероприятия по раскручиванию инфляции: "широко используется инструмент льготного кредитования под 6% в приоритетных секторах экономики, в т.ч. с февраля т.г. в малых, моногородах и селах внедрено льготное микрокредитование под 5%" (цитируется по телеграмм-каналу правительства Telegram: Contact @KZgovernment; на официальном сайте этого почему-то нет). Уже давно известно, что все государственные программы поддержки бизнеса и развития экономики являются механизмами раскручивания инфляции. Об этом даже ваш покорный слуга писал (Рассказы про экономику - 2 | Аналитический Интернет-портал (ratel.kz)). Но, наверное, государственные программы – это святое, на которое нельзя покушаться.
Другое дело, что просто взять и отказаться от государственных программ невозможно. Диспропорции в экономике уже сложились. Бизнесов, зависящих от государства, много. И в них занято большое количество людей. И требуется время и комплекс сложных мероприятий, компенсирующих снижение государственного финансирования. Наконец, необходимо разработать иные формы поддержки бизнеса со стороны государства, которые, во-первых, будут доступны всем, и, во-вторых, не провоцировать рост цен. Разговоры об этом в коридорах власти идут давно, но дальше разговоров дело не сдвинулось.
Отдельного разбора заслуживает идея создания Национальной товаропроводящей системы.
Начнем с одной частности. Президент страны отчитал правительство за то, что система до сих пор не создана: "Более двух лет назад я давал поручение запустить Национальную товаропроводящую систему с сетью оптово-распределительных центров. Правительство заволокитило его исполнение. Планы и публичные заявления остались на бумаге". На следующий день, на заседании правительства, посвященному исполнению поручений главы государства, вице-премьер, министр торговли интеграции Б.Т. СУЛТАНОВ доложил, что начата работа по пересмотру действующей модели создания Национальной товаропроводящей системы. "Мы рассматриваем несколько альтернативных сценариев создания оптово-распределительных центров с привлечением заинтересованных инвесторов" (цитируется по В правительстве обсудили реализацию поручений главы государства" - Официальный информационный ресурс премьер-министра Республики Казахстан (primeminister.kz)). То есть, пока К.К. Токаев не сделал замечания, ничего делалось? Можно предположить, что министры получают поручения от президента и не исполняют их, дожидаясь критики и повторного поручения. Если это так, то наши министры работают по принципам Советской Армии: "Получив приказ, не спеши его выполнять: про него могут забыть или отменить, или изменить".
Если говорить по существу, то страна действительно нуждается в системе оптово-распределительных центров. Они, по идее, должны смягчить сезонные колебания цен на сельхозпродукцию, что, в конечном итоге, будет способствовать росту доходов наших крестьян. Но если это такая хорошая идея, то почему она до сих пор не реализована? Почему сюда не идут частные инвестиции?
Дело в том, что такие центры должно создавать не государство, не частные инвесторы, а крестьянские кооперативы. А у нас, как известно, с кооперацией сельхозпроизводителей дела идут неважно. Была несколько лет кампания по развитию сельхоз кооперации, да благополучно провалилась.
Кооперация базируется на доверии. Несколько давно и хорошо знающих друг к друга людей, испытывающих взаимное доверие, могут легко кооперироваться для решения совместных задач. Но для того, чтобы кооперация в сельхоз производстве, в хранении и сбыте продукции была успешной, она должна объединять даже не десятки, а сотни и тысячи хозяйств. И здесь основой доверия служат справедливые законы и судебная система, обеспечивающая их исполнение. Ни того, ни другого в нашей стране в необходимом качестве нет. А значит, невозможна и кооперация. И, как следствие, любые попытки создания оптово-распределительных центров обречены на неудачу.
Глава государства подверг критике торговую систему: "Крайне важно навести порядок в торговой системе, имеющей один из самых высоких уровней теневой экономики – 40%. Факты спекуляции, манипулирования ценами, создания искусственного дефицита – это далеко не полный перечень нарушений. Все это закладывается в стоимость товаров и оплачивается гражданами".
Критика, конечно, справедлива. Но такое положение дел возможно только при попустительстве или поддержке местных властей. Они подавляют конкуренцию и создают благоприятные условия избранным. Поручение президента: "Правительству совместно с Генеральной прокуратурой следует выработать меры по усилению ответственности владельцев за содержание рынков, соблюдение честной конкуренции, защиту интересов продавцов от неправомерных действий администрации торговых площадей", - вряд ли будет эффективным, потому что оно направлено против симптомов болезни, а не ее причин.
Банковское кредитование экономики
Глава государства подверг критике работу банковской системы страны.
Во-первых, К.К. Токаев отметил, "что за все время существования отечественной финансовой системы нам не удалось добиться полноценного функционирования процентного канала. Это снижает эффективность денежно-кредитной политики – одного из главных механизмов управления экономикой".
Но процентный канал не может полноценно функционировать, если существуют два источника его формирования: государственные программы со ставкой 5-6% и Национальный банк со ставкой 14%. Президент прав: из-за созданных самим государствам искажений денежно-кредитная политика неэффективна.
Во-вторых, глава государства выразил обеспокоенность снижением уровня кредитования корпоративного сектора: "За пять лет доля корпоративных кредитов в общем объеме выданных займов уменьшилась с 68 до 41 %. Любой мало-мальски значимый проект приходится кредитовать либо за счет государственных институтов развития, либо за счет займов международных финансовых организаций. И это при том, что в банках имеется 11 триллионов тенге высоколиквидных активов. Это, по сути, катастрофическая ситуация, без всякого преувеличения (выделено мной – Ж.А.).
Но эта ситуация порождена всей общественно-политической и экономической системой страны. Нет никакой надежды, что поручение президента: "Национальному банку, Агентству по регулированию финансовых рынков совместно с правительством необходимо выработать дополнительные рычаги и стимулы для вовлечения банков в кредитование реального сектора экономики", - будет исполнено.
Банкам, чего греха таить, выгоднее кредитовать в рамках программ поддержки бизнеса, чем обычный бизнес. Вероятность того, что бизнес, кредитуемый под 7-8% годовых (стоимость денег от государства плюс маржа банка), окажется способным обслуживать кредиты, выше, чем бизнес, который получает кредиты под 15 и более процентов. Дополнительно, бизнес, пользующийся поддержкой государства, имеет больше шансов получить доступ к ресурсам, в т.ч. потребителям, чем бизнес, не поддерживаемый государством.
Наконец, на пути роста банковского кредитования стоят системные проблемы, выходящие за пределы компетенции Национального банка, Агентства по регулированию финансовых рынков и, даже, правительства.
На диаграмме показана зависимость между тремя показателями: доли теневой экономики, индекса силы закона и уровнем банковского кредитования.
Рисунок 1.
Пояснения к диаграмме.
Доля теневой экономики по странам заимствована из отчета МВФ "Теневая экономика по всему миру: чему мы научились за последние 20 лет?".
Индекс силы закона отражает представления о том, в какой степени агенты доверяют правилам общества и соблюдают их, и, в частности, о качестве исполнения контрактов, правах собственности, полиции и судах, а также о вероятности преступлений и насилия. Чем выше значение, тем лучше. Заимствован у The Worldwide Governance Indicators
Банковское кредитование частного сектора – это отношение банковских кредитов для частного сектора к ВВП страны. Значения заимствованы у Всемирного банка. Чем темнее квадратики на диаграмме, тем выше значение банковского кредитования.
На диаграмме мы видим, что темные квадраты группируются в правом нижнем квадранте. Это означает, что банки тем активнее кредитуют частный сектор, чем выше индекс закона и меньше доля теневой экономики. Так же мы видим, что, чем выше индекс закона, тем ниже доля теневой экономики.
Результаты, откровенно говоря, банальные. Беда в том, что они не очевидны для нашей власти. Может, и очевидны, но она ничего не предпринимает для исправления ситуации.
Выводы
Простых, легких в реализации, решений исправления ситуации в экономике нет. Полагать, что они будут найдены, надо только упорнее искать – это иллюзия, консервирующая все дефекты отечественной экономики.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!