Во время проектирования заказчик настаивал на том, чтобы трансформаторную подстанцию разместили прямо в здании станции
С сожалением узнал про пожар, произошедший на Чимбулаке. Лично я имел отношение к строительству объектов курорта. Я со своей компанией помимо строительства трасс откопал все котлованы под опоры и станции и кабельные траншеи.
И был свидетелем процесса строительства всех этих объектов.
Сгоревший ресторан был построен прямо на кровле здания, которая во время стройки называлась "Верхняя станция ККД-2". Название "Комби" идёт от слова "комбинированная", то есть канатно-кресельная дорога с комбинированными транспортными средствами: кабинками и креслами.
Этого ресторана изначально не было в проекте. Я в своё время видел несколько эскизов здания отдельно стоящего ресторана прямо на перевале, с витражами смотрящими в северную сторону – в сторону города. Проект был разработан Андреем СТАРКОВЫМ. Признаться, эскиз мне очень тогда понравился. Проект был в виде остова летающей тарелки. Сложно описать, но идея была классная.
Само сгоревшее здание изначально не было предназначено для размещения ресторана или чего-то другого, даже не был предусмотрен туалет. В здании станции находился гараж для кабинок и кресел. Да, они прячутся в гараже, для обслуживания или прячутся при неблагоприятных погодных условиях, ураганного ветра и так далее. Специальный механизм отцепляет их от каната и транспортирует в здание гаража.
Также в здании станции был предусмотрен гараж для ратраков и подсобное помещение для персонала. Видимо уже потом здание перестроили, сделав в нем кафе, а на кровле - уже сгоревший ресторан.
Конструкции здания были отлиты из специального бетона, с повышенным запасом прочности. Кроме того, рядом с несущей стеной была обустроена мощная подпорная стена с контрфорсами. Это было предусмотрено, по причине того, что само здание врезалось в южный склон горы "Конус", чтобы при подвижках грунта не завалило бы само здание.
Теперь самое интересное. Во время проектирования заказчик настаивал на том, чтобы трансформаторную подстанцию разместили прямо в здании станции. Для экономии строительства, а также из-за угрозы риска повреждения ТП при сходе лавины. Но главный архитектор проекта Андрей Старков отстоял свою позицию осуществовании опасности воспламенения трансформатора при пожаре в здании станции. Аргументировал это запретом согласно СНиП и ПУЭ. Получается, как в воду глядел. Хотя ему тогда тоже говорили, мол, чему там гореть, в горах, среди снегов.
А представляете, если бы ТП было размещено в здании? Я лично видел, как горят трансформаторные ячейки. Масло в них буквально взрывается и потушить их можно только специальной пеной или ждать, пока выгорит. Если бы тогда, четырнадцать лет назад, проектировщик не проявил принципиальность, произошедший пожар имел бы сейчас катастрофические последствия.
Кстати, ячейки для этой ТП привезли из Германии. В мире существует, кажется, только один производитель, изготавливающий ячейки, которые могут работать в высокогорье, в разряжённом воздухе. В итоге ТП и резервную подстанцию построили чуть поодаль, а чтобы их не снесло лавиной, позже устроили конструкции по их задержанию с юго-восточной стороны "Конуса".
А вообще, сильного пожара можно было бы избежать, если бы установили в помещении ресторана автоматическую систему пожаротушения с химическими патронами, которые срабатывают и тушат огонь и без использования воды, ну, и надо было обработать все деревянные изделия специальной огнезащитной пропиткой, которая не даёт пламени распространяться. Это, в принципе, тоже недорого. Также металлоконструкции во избежание обрабатывают специальной вспенивающейся краской, которая при высокой температуре образует корку, защищая металл от воздействия пламени на определённое время. Пока доедут пожарные и начнут тушить огонь.
Я видел фото последствий пожара. Я не эксперт, но по-моему, несущие свойства конструкций не были затронуты, длительность воздействия высокой температуры не была продолжительной. Повредило все металлические конструкции и приводы гаража, которые скорее всего придётся менять. Мои предположения уже должна подтвердить экспертиза.
Думаю, что Комби-2 продолжит работу, раз целостность канатов уже подтверждена экспертизой (видел видео об этом). В несущем канате имеется пластиковый сердечник, который мог расплавиться от воздействия температуры. Если он цел и нет обрывов - значит, канат безопасен.
На днях я расскажу историю монтажа другого трансформатора, который смонтирован в здании средней станции, ну и про канаты тоже.
Источник: страница Сата Берниязова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: пресс-службы МЧС РК и автора.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!