Нацфонд купил облигации «Самрук-Казыны» на 255 млрд тенге сроком на полвека под 0,01%
Национальный банк РК на днях проинформировал общественность, что активы Национального фонда Казахстана в декабре 2014 года сократились сразу на 4,17% относительно ноября. В денежном выражении это составляет 3,2 млрд долларов. Из всего накопленных в фонде 73,562 млрд долларов США.
Как известно, Нацфонд был создан в 2000 году в соответствии с указом президента Н. НАЗАРБАЕВА от 23 августа 2000 г. «О Национальном фонде Республики Казахстан» в виде специального счета правительства в Нацбанке, на который зачисляются поступления от организаций сырьевого сектора; поступления от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям; официальные трансферты из республиканского бюджета; официальные трансферты из местного бюджета, определяемые за счет поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения; инвестиционные доходы от управления Нацфондом. Вот практически и все, что известно населению об этом механизме сбережения части доходов от продажи природных ресурсов и государственной собственности на нужды будущих поколений казахстанцев.
Понятно, что любые деньги не могут лежать мертвым грузом, иначе они обесценятся. Деньги должны работать. Стратегию инвестирования средств Нацфонда Григорий МАРЧЕНКО, будучи председателем Нацбанка, в 2002 году обозначил так: «Мы полностью заимствовали инвестиционную стратегию у норвежского фонда. Все технические вещи, все эталонные портфели, то, что касается принципов подбора внешних управляющих, – все взято оттуда. И даже Норвегия, поскольку у них фонд большой, часть инструментов вкладывает в бумаги развивающихся стран. Мы этого не делаем. Мы жестко сказали, что только развитые страны, рейтинг «А» и выше».
Однако Казахстан, как мы уже писали – не Норвегия. И спустя 13 лет состав активов Национального фонда Казахстана – строго охраняемая тайна за семью печатями. Эта информация нигде не публикуется и не обнародуется. А та, что случайным образом и в усеченном виде попадает к экспертам в ворохе правительственных постановлений и нормативно-правовых актов, вызывает у них зачастую лишь недоумение. Как, например, новость о покупке на деньги Нацфонда облигаций АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» со сроком погашения до 2062 (!!!) года с купонным вознаграждением по ним в 0,01%. Вспомнит ли кто-нибудь спустя 50 лет про эти облигации, вернутся ли потраченные на их покупку только в 2013 году 255 миллиардов тенге в Нацфонд, а если вернутся, то что они будут стоить с учетом инфляции и девальваций – вопрос, конечно, риторический.
После этого не выглядит такой уж фантастической версия специалистов, что именно деньги Нацфонда служат той самой спасительной подушкой безопасности, не позволяющей тенге рухнуть вслед за российским рублем в последние несколько месяцев, когда валюта наших соседей по Евразийскому экономическому сообществу девальвировалась практически вдвое, как и цена на нефть на мировом рынке. По мнению независимых экономистов, манипулирование отчетностью Нацфонда позволит спокойно держать нынешний курс тенге к доллару до электорального периода, даже если он наступит в установленные законом сроки.
Возможно, специалисты Нацбанка опровергнут подобные предположения. Но в свою очередь хотелось бы порекомендовать им по примеру норвежских коллег, чей нацфонд, по словам г-на Марченко, был взят за эталон, опубликовать подробный состав активов фонда за минувшие 14 лет.
Изначально при создании казахстанского Нацфонда планировалось, что он будет прозрачен и подотчетен народу. В 2000 году президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ в эфире телеканала «Хабар» говорил: «Мы создадим специальный попечительский совет, куда войдут члены правительства, депутаты, представители общественных движений, и каждый год расходование средств будет рассматриваться в парламенте. Никто никуда ни одной копейки, кроме как на фиксированное строительство каких-либо объектов, не денет. Я лично даю такую гарантию». Однако позже, видимо, советники главы государства убедили его, что народ еще не созрел для такой открытости. В итоге вместо попечительского совета из представителей общественности был создан совет по управлению Нацфондом, укомплектованный чиновниками. В частности, в состав совета, решения которого носят исключительно «рекомендательный характер», входят премьер-министр, спикеры обеих палат парламента, руководители президентской администрации и Нацбанка, первый вице-премьер, председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, министры финансов и национальной экономики. Они и рекомендуют, как распоряжаться общенациональным достоянием. Цену этим рекомендациям лучше всего проиллюстрируют цифры: доходность Национального фонда РК за 2013 год составила 3,36%, а норвежского за этот же период – 16%.