Новым состав правительства можно назвать с большой долей условности
Указ о новом составе правительства Казахстана президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ подписал в понедельник. По Конституции страны с вновь избранным парламентом в жизнь должен шагнуть и заново созданный кабинет министров. В нем ничего нового. Правительство претерпело совсем небольшие изменения.
ИРГАЛИЕВ Асет Арманович назначен министром национальной экономики;
ШАПКЕНОВ Серик Жамбулович стал новым министром труда и социальной защиты населения;
ТЛЕУБЕРДИ Мухтар Бескенулы сохранил за собой портфель министра иностранных дел, а вдобавок еще и назначен одним из заместителей премьер-министра.
Новый министр национальной экономики Асет Иргалиев работает с премьером МАМИНЫМ пятый год. С той поры, как тот возглавил казахстанское правительство. В 2016-м он был назначен советником премьер-министра и больше из этого правительства не уходил. Поработал в канцелярии премьера. С 2019 года трудился первым вице-министром национальной экономики и вот теперь возглавил это ведомство. А начинал он карьеру в квазигосударственном секторе, в холдинге "Байтерек", советником председателя правления
Его знания на этом поприще наверняка пригодятся в деле оптимизации квазигосударственного сектора. Эта проблема занимает президента Касым-Жомарта Токаева со времен его первого послания народу Казахстана, осенью 2019-го:
"Количество государственных компаний можно и нужно сократить. Наши государственные компании превратились в громоздкие конгломераты, международная конкурентоспособность которых вызывает сомнения. В целях сокращения неоправданного присутствия государства в экономике мною было принято решение о введении моратория на создание квазигоскомпаний. Нам нужно понять, каков реальный вклад Фонда национального благосостояния в рост благосостояния народа за прошедшие 14 лет с момента создания фонда".
Во втором своем послании, осенью 2020-го, президент Токаев развил тему сокращения квазигосударственного сектора экономики. Государство – не самый лучший хозяйственник. Это аксиома. Исправить ситуацию можно только через приватизацию, заявил тогда президент страны. У государства должны остаться только социальные объекты:
"В квазигосударственном секторе следует продолжить работу по сокращению административно-управленческого персонала, непродуктивных затрат и избыточных дочерних компаний. Отдельно хочу остановиться на роли холдингов "Байтерек" и "КазАгро". Считаю целесообразным объединить эти две организации, создать единый институт развития с гораздо большими финансовыми возможностями. При этом количество портфельных компаний должно сократиться вдвое, штатная численность также сократится на 50%".
По словам президента, в стране функционируют десятки национальных компаний и десятки тысяч государственных предприятий. При этом крупные квазигосударственные организации являются акционерными обществами, цель которых – обеспечить прибыль. Но если им передается часть государственных функций, то их деятельность должна носить сугубо сервисный, вспомогательный характер для граждан и экономики:
"Предстоит также решить такую важную проблему, как улучшение корпоративного управления квазигосударственными компаниями. Во многих акционерных обществах произошло смешение понятий. Корпоративное управление превращается в дополнительную бюрократическую процедуру. Реформу всего квазигосударственного сектора нужно продолжить".
15 января на открытии первой сессии парламента РК VII созыва Касым-Жомарт Токаев вновь напомнил о том, что нам нужно уменьшить роль государства и как собственника, и как регулятора. Поэтому следует продолжить и завершить начатую ранее программу приватизации, пересмотреть миссию, роль и функции квазигосударственного сектора.
Совершенно очевидно, что новый министр экономики Асет Иргалиев в своей деятельности будет еще исходить из Национального плана развития страны до 2025 года. Президент на открытии парламентской сессии анонсировал, что этот план обсудят и примут 29 января на заседании Высшего совета по реформам, вместе с новой концепцией государственного управления:
"Суть реформ заключается в разумной децентрализации системы, модернизации государственного аппарата, оптимизации квазигосударственного сектора и цифровизации всех процессов. Таким образом, госаппарат станет максимально компактным, открытым и эффективным, а процесс принятия решений — гибким и прозрачным".
Серик Шапкенов появился в казахстанском правительстве в прошлом году. В качестве первого заместителя министра труда и социальной защиты населения. Так что на должность руководителя этого ведомства его, можно сказать, готовили в течение года.
И этот год для министерства труда, и особенно социальной защиты населения, выдался особенно трудным. Из-за пандемии коронавируса и множества вытекающих из нее проблем. Казахстанцы нуждались в социальной защите как никогда.
По официальным данным, более 4,5 миллиона казахстанцев, временно потерявших доходы, получили помощь в размере 42 500 тенге. Получали, конечно, со скрипом, с множеством проблем, на нервах, но процесс шел. Всего на эти цели было направлено более 450 миллиардов тенге. Новый министр соцзащиты, будем надеяться, работу над ошибками своего предшественника уже сделал.
В сентябре 2020-го президент Токаев в своем послании заявил, что Казахстану необходима новая парадигма социальной политики:
"Сфера социального обеспечения регулируется 17 законами и десятками подзаконных актов. Это привело к сложности и разрозненности регулирования. Результат – это размытость ответственности государства, непонимание гражданами собственных прав. Поручаю правительству приступить к разработке Социального кодекса страны".
Новый министр социальной защиты Шапкенов наверняка помнит об этом президентском поручении. Тем более что в сентябре прошлого года он уже в этом ведомстве трудился первым заместителем министра. Перевели его туда из Атырау, с должности замакима области.
О перезагрузке социальной политики президент Токаев напомнил и на открытии первой сессии нового парламента в прошлую пятницу:
"Нам также предстоит перезагрузить политику по социальному обеспечению. Приоритетом государства должна быть поддержка наиболее уязвимых граждан. При этом нужно усилить адресность государственной помощи и соответствующие требования при ее получении. Разрабатываемый Социальный кодекс даст комплексный ответ на актуальные вопросы этой важной сферы".
Круг заместителей премьер-министра расширился Мухтаром Тлеуберди, который кроме того сохранил за собой портфель министра иностранных дел. Такое совмещение в истории казахстанских правительств наблюдается редко. Обычно пост вице-премьера и профильного министра у нас совмещали представители финансово-экономического блока.
Был только один случай, когда министра иностранных дел нагружали еще и обязанностями вице-премьера правительства. Это было в случае с Касым-Жомартом Токаевым, но недолго, где-то полгода, до его назначения премьер-министром страны. Это я рассказываю о событиях 1999 года.
Новый вице-премьер казахстанского правительства Мухтар Тлеуберди широко стал известен публике своим ответом на оскорбительные выпады российских депутатов о "подаренных" Казахстану территориях. Это было совсем недавно, в конце декабря 20-го:
Министр иностранных дел Казахстана тогда заявил: "Меня как казаха, гражданина Казахстана, эти высказывания задевают. И зная историю нашей родины, я бы ответил на русском языке следующим образом: это бред сивой кобылы. В первую очередь надо опираться на историю".
Состав правительства, как мы видим, практически не изменился. Новым его можно назвать с большой долей условности. Обновился он ровно на двух министров и на одного вице-премьера. Сменились только министр национальной экономики и министр труда и социальной защиты населения. Судя по всему, "экономика" и "социалка" и являются самыми слабыми звеньями в работе правительстве Мамина.
Фото: primeminister.kz.