Если выбирать между Чили и Панамой, то последняя нам мировоззренчески ближе
26-27 мая в Венеции состоится вернисаж XV архитектурной биеннале, куратором которой выступает чилийский архитектор Алехандро АРАВЕНА, известный своими проектами социального жилья. Он назвал выставку «Вести с фронта», посвятив ее социальной роли архитектуры, то есть проектам, улучшающим качество застроенной среды и жизни в целом для беднейших жителей земли.
Согласно сайту Венецианского биеннале по состоянию на 22 февраля 2016 года, в перечне участников выставки, наряду с именами Ренцо ПЬЯНО, Нормана ФОСТЕРА, Тадао АНДО, Захи ХАДИД, Ай ВЕЙ-ВЕЯ, в списке числится Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ.
Уже 24 февраля новостной сайт Today.kz преподнес эту ошеломляющую новость граду и миру, несколько обобщив информацию: «Казахстан впервые примет участие в Венецианской архитектурной биеннале». Правда, не в основном проекте Аравены, а в довольно устаревшем по нынешним понятиям национальном представительстве. В списке из 62 павильонов особо отмечены новички – Филиппины, Нигерия, Йемен, Казахстан и Сейшелы. Тем не менее, Аравена включает национальные павильоны в зону своего внимания, условно деля экспозицию на четыре части.
Основной проект включает разделы «Архитекторы» – это приглашенные зодчие, инженеры, урбанисты, ландшафтные архитекторы и даже дилетанты.
«Гражданское общество» представит примеры активных действий сообществ и просто людей, которые смогли улучшить качество застроенной среды.
К участию также приглашены находящиеся на вершине или у основания социальной пирамиды «Лидеры», которые направляют практиков в тех «битвах», где стоит участвовать.
Национальные павильоны же, по замыслу чилийца, расскажут широкой публике о «сражениях», которые идут в той или иной стране, о новых вызовах, пока неизвестных мировому сообществу.
Так, Германия и Австрия представят в своих павильонах экспозиции, посвященные архитектурному решению европейского кризиса с беженцами. Павильон Германии, куратором которого является Немецкий музей архитектуры, презентует проект «Создавая родину. Германия — страна прибытия», где можно будет увидеть различные форматы жилья, предоставляемого беженцам и лицам, ищущим убежища. Экспозиция павильона Австрии «Места для людей» посвящена реконструкции заброшенных офисных зданий в Вене для размещения прибывающих беженцев. Проект делает акцент на создании условий для их жизни и призван решить три задачи: вдохнуть жизнь в мрачные офисные помещения; связать жилые помещения для беженцев с городской средой; создать краткосрочную «аварийную архитектуру».
В российском павильоне будет показан план реконструкции ВДНХ. Как говорит Сергей КУЗНЕЦОВ, куратор экспозиции и главный архитектор Москвы, «это интереснейший пример, когда территория с богатой историей, архитектурой, разными культурными слоями, пережив период запустения, активно преображается, причем главным инструментом возрождения становится культурная функция».
А что же, согласно заявке, покажет Казахстан? Существует ли сайт этого проекта, известны ли имена кураторов, архитекторов, дизайнеров, локация в Венеции, какова концепция нашего национального павильона на столь ответственном событии мирового уровня? Открытие прямо на днях, а мы-то, мы-то до сих пор ничего не знаем! Однако, кроме февральского сообщения Today.kz, в инете по-прежнему можно найти только старую страницу биеннале, в которой, между обширными сведениями о комиссарах, кураторах, архитекторах и локациях павильонов Японии и Южной Кореи, размещены две скупые строки:
KAZAKHSTAN *** New Participant
Commissioners: Minister Muhamediuly Arystanbek.
В обновленной же версии сайта XV Архитектурной биеннале в Венеции Япония и Корея сомкнули свои ряды. Прежде зажатый между ними Казахстан таинственно исчез. Получается, нашего национального павильона, как и нашего министра, мир не увидит?
Что же произошло? Наиболее вероятное объяснение, возможно, кроется в глубинах разницы мировоззрений. Этот чилиец, Алехандро Аравена, хотел втянуть нас в безответственную авантюру, требуя «Вестей с фронтов» социального строительства, утверждая, что проблема современной архитектуры – повседневная жизнь и ее пространства. Мы же, напротив, утверждаем, что главная проблема зодчества – это величественная смерть и ее пространства. И – никакой не фронт, а, наоборот, мир и стабильность. Поэтому-то мы и решили воздвигнуть Национальный пантеон, который, как справедливо заметил А.Мухамедиулы, «является основой деятельности в области человеческих отношений». Уж он-то как бывший виолончелист знает, что архитектура – это просто застывшая музыка.
Столь же своевременно, а именно - в приснопамятный день 21 мая, он заявил газете «Казахстанская правда»: «Наша страна получила историческое преимущество в выборе стратегического курса молодого независимого государства и гармоничного вхождения его в русло современной цивилизации». И правильно. Никакие «ихние» архитектурные биеннале нам не указ. Без них обойдемся - и сами войдем в русло.
Да и вообще, если выбирать между Чили и Панамой, то последняя нам мировоззренчески ближе.