С какими вопросами обращались потребители финансовых услуг с начала лета
Fingramota.kz опубликовала ответы на часто задаваемые вопросы, которые поступили в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка с начала июня текущего года.
Вопрос: До какого срока необходимо подать заявление в банк для получения дополнительной помощи представителям СУСН по Программе рефинансирования?
Ответ: Здравствуйте! В связи с пандемией COVID-19 и введением жестких карантинных ограничений в 2020 году, а также сложной эпидемиологической ситуацией в текущем году, правлением Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка 16 июля 2021 года принято решение о продлении срока оказания дополнительной финансовой помощи ипотечным заемщикам до 1 ноября 2021 года.
Для охвата большего числа ипотечных заемщиков и предоставления им времени для подготовки пакета документов в банки срок для обращения заемщиками с заявлением на получение дополнительной помощи по Программе продлен до 1 октября 2021 года.
Соответственно, ваше заявление будет рассмотрено, если поступит в банк до указанного срока, и по нему будет принято необходимое решение об оказании финансовой помощи по займам.
Вопрос: В интернете я видел рекламу одной сомнительной организации, возможно, это финансовая пирамида. Как распознать мошенников, есть ли у финансовых пирамид особые признаки, на которые следует обратить внимание?
Ответ: Здравствуйте! Организаторы современных финансовых пирамид умело маскируют свою деятельность под различные сферы деятельности, особенно в интернете. Поэтому, чтобы распознать финансовую пирамиду, необходимо знать ее признаки.
Вот основные их них:
- отсутствие лицензии уполномоченного органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на финансовом рынке, и/или точного определения деятельности организации;
- обещание высокой и сверхвысокой доходности, в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень;
- выплата средств за привлечение новых участников;
- получение доходности при вложении в "инвестиционные" проекты;
- массированная реклама в СМИ, интернете;
- отсутствие информации: об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; непрозрачная структура активов и направлений инвестирования;
- отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов и другое.
Если компания, которая призывает вложить деньги, обладает хотя бы несколькими из вышеописанных признаков, стоит задуматься о ее надежности.
Увидев рекламу такой организации, незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы – Министерство внутренних дел РК по месту жительства, а также в наше Агентство (контактные данные можно найти по ссылке https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/contacts?lang=ru).
Вопрос: Сестра просит меня выступить гарантом по займу. Какие последствия могут быть для меня, если она допустит просрочки, к примеру, или не осилит платежи по кредиту?
Ответ: Здравствуйте! Когда потенциальный заемщик не может подтвердить свою платежеспособность перед кредитором, то он привлекает гаранта. Конечно, выступать гарантом – это ответственность, которую нужно будет нести с момента заключения договора гарантии или гарантийного письма. Как бы то ни было, что бы ни произошло с должником, в случае непредвиденных обстоятельств ответственность за исполнение обязательства будет нести гарант, который поручился за должника. К примеру, если заемщик допустит серьезную просрочку, то банк имеет полное право взыскать сумму просрочки с гаранта.
Гарант отвечает полностью или частично солидарно перед банком – кредитором за исполнение должником обязательства, кроме случаев, которые предусмотрены законодательными актами.
Гарант отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату неустойки, вознаграждения (интереса), судебные издержки по взысканию долга и другие убытки кредитора, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное опять-таки не установлено договором гарантии.
Поэтому, прежде чем соглашаться на этот серьезный шаг и принять на себя такую ответственность перед кредитором, изучите внимательно все права и обязанности гаранта и обязательно ознакомьтесь с договором гарантии.
Вопрос: Можно ли не погашать задолженность в банке, у которого отозвана лицензия?
Ответ: Здравствуйте! Начало ликвидационного процесса в банке не является основанием для прекращения начисления неустойки и вознаграждения по всем видам дебиторской задолженности банка. Заемщики банка должны погашать кредиты по графику.
Обязательства по погашению основного долга, вознаграждения и неустойки (штрафа, пени) исполняются должниками банка согласнозаключеннымдоговорамбанковскогозайма и инымвидамсделок.
Контроль за возвратом денег заемщиками по ранее выданным кредитам осуществляет временная администрация (временный администратор) банка, назначенная уполномоченным органом после принятия решения о лишении банка лицензии на проведение всех банковских операций.
При исполнении заемщиком обеспеченного залогом обязательства временная администрация банка по его письменному заявлению будет незамедлительно рассматривать вопросы возврата залогодателю имущества (за исключением денег), выступавшего в качестве обеспечения по займу.
Клиенты банка, имеющие неисполненные обязательства перед ним по договорам банковского займа, несут ответственность за нарушение исполнения обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров банковского займа.
Вопрос: На мой телефон пришло SMS от банка, где была указана информация, что я выиграл в розыгрыше и дана ссылка. Я перешел по этой ссылке, но потом ее быстро закрыл. Теперь думаю, не совершил ли ошибку, может, в мой телефон попал вирус, как это можно выяснить?
Ответ: Здравствуйте! Ни в коем случае нельзя переходить по сомнительным ссылкам, присланным посредством SMS-сообщений или электронной почты. Смишинг – так называется мошенническая атака через SMS. Злоумышленники пытаются обманом заставить пользователя предпринять действия, которые он не должен совершать. И это может быть переход по вредоносной ссылке. Как узнать, "взломали ли" вас или нет?
Если у вас установлена антивирусная программа, то она сообщит о заражении гаджета. На экране телефона может всплывать окно о том, что данные зашифрованы и вам следует заплатить выкуп для их восстановления. Браузер открывает сайты, на которые вы не собирались заходить. Телефон периодически зависает, появляются значки неизвестных вам программ. Вам приходят уведомления о подозрительной активности на счетах, будто вы якобы совершали некоторые банковские операции. Пароль больше не работает, даже если вы уверены, что он правильный. Ваши близкие и друзья жалуются, что от вашего имени им приходит спам по почте, через SMS или социальные сети.
Если с вами произошли похожие ситуации, то следует:
- В первую очередь немедленно связаться со службой поддержки банка. Номер телефона всегда указан на обратной стороне платежной карты или на официальном сайте, который нужно открыть на доверенном устройстве. Платежную карту следует сразу заблокировать, поскольку списания и переводы могут продолжиться.
- Сменить все пароли. Не только пароль для входа в телефон, но и пароли ко всем интернет-аккаунтам, на которые вы заходили через данное устройство. Не используйте для этого взломанное устройство – используйте другое, в безопасности которого вы уверены. Если у вас очень много учетных записей, то начинайте менять с самых важных (электронная почта, системы дистанционного банковского обслуживания). Если не можете запомнить все пароли, то воспользуйтесь менеджерами паролей или парольными фразами.
- Запустить антивирусную программу. Если антивирус выдает сообщение о заражении, то обычно он предлагает выполнить "лечение" этого файла. В случае, если "лечение" не удается сделать, то скорее всего антивирус предложит удалить зараженный файл.
Если вы считаете, что ваши законные права были нарушены, стоит немедленно обратиться в правоохранительные органы. И не забудьте рассказать об инциденте своим друзьям, этим вы повысите их осведомленность и поможете избежать неприятных последствий.