Девять советов правительству Бакытжана Сагинтаева
На снимке: премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.
* Нет роста качества жизни – нет роста экономики
* Доходы сельского населения: надо открыть новые перспективы
* Проблемы развития городов: вроде бы есть, но никто не занимается
* Без частной собственности на землю развития сельского хозяйства не будет
* Учите историю кооперации
* Что нужно сделать для индустриального развития
* Сделать рыночную информацию доступной
* Надо решать реальные проблемы развития экспорта
* Кадры решают все
В конце сентября премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ встретился с группой независимых экспертов и заслушал их короткие доклады по экономической ситуации в стране. Ratel.kz публикует доклад экономиста Жараса АХМЕТОВА, который он представил на встрече с главой правительства. Комментарии к тезисам доклада автор выделил курсивом.
Нет роста качества жизни – нет роста экономики
Двигатель экономического роста – стремление населения повысить качество жизни от текущего состояния до желаемого образа.
Это формирует спрос, а значит, стимулирует отечественную промышленность
Важно, чтобы доходы населения соответствовали запросам, а отечественная экономика была способна их удовлетворить.
Казахстан закончил очередной этап своего развития, когда качество жизни основной части населения повысилось в сравнении с советским периодом и достигло своего промежуточного максимума.
Рост качества жизни обеспечивался как за счет реформ, проведенных в конце 90-х годов прошлого века, так и за счет сверхдоходов нефтегазовой и металлургической отраслей, перераспределявшихся и на другие отрасли экономики.
Сегодня и тот и другой источник уже можно признать исчерпанными, в чем можно убедиться, посмотрев на диаграмму 1, на которой отображен среднегодовой прирост Индекса человеческого развития (ИЧР), рассчитываемый в рамках Программы развития ООН.
Мы видим значительное снижение темпа роста в 2014 г. и надо ожидать большего снижения в 2015 и 2016 гг.
Соответственно, ключевая задача сегодняшнего дня – создание условий для нового роста качества жизни.
Есть два важных аспекта: рост реальных доходов населения и рост предложения отечественных товаров и услуг. Следующие разделы доклада были посвящены этим аспектам.
Доходы сельского населения: надо открыть новые перспективы
Первоочередная задача – рост доходов сельского населения, намного уступающего доходам городского.
Проблемы развития городов: вроде бы есть, но никто не занимается
Видимые решения:
- Развитие городов, в том числе и городских агломераций. Это приведет к оттоку избыточного сельского населения в город. Получим следующие эффекты:
- Рост доходов населения, занятого в сельском хозяйстве;
- Повышение эффективности инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
- Создание новых рабочих мест в городах за счет роста строительства, производства потребительских товаров, сферы услуг, способное абсорбировать миграцию из села.
Сложилась довольно странная ситуация – все знают о наличии скрытой, нерегистрируемой миграции в крупные города. Все помнят историю с миллионным жителем Астаны, когда за месяц произошел скачок населения столицы более чем на сто тысяч человек. Объяснили нам это просто - оказывается, посчитали всех незарегистрированных внутренних мигрантов.
Наличие невидимой миграции порождает множество проблем: от роста нагрузки на социальную инфраструктуру до роста преступности. Надо смотреть правде в глаза: если не признать развитие крупных городов приоритетной задачей, то в конечном итоге это породит большие проблемы в недалеком будущем.
Без частной собственности на землю развития сельского хозяйства не будет
- Перевод арендуемых площадей в частную собственность с дифференцированным подходом: для хозяйств населения за символическую сумму, для крупных хозяйств - по рыночной стоимости. Соответственно, требуется формирование реально функционирующего рынка земли.
Такое решение будет стимулировать укрупнение хозяйств населения за счет того, что более слабые хозяйства получат возможность реализовать свои участки и переехать в город. Создание рынка земли облегчит хозяйствам населения доступ к финансированию, что так же будет способствовать росту капитальных вложений в сельское хозяйство.
Хозяйства населения, имея в 2015 г. 1% от всех посевных площадей, произвели 34,4% всей продукции растениеводства в денежном выражении, обеспечивая внутренний рынок овощной и плодово-ягодной продукцией. Если посмотреть на производительность 1 га посевных площадей по категориям хозяйств, мы увидим следующую картину (смотрите диаграмму 2):
При этом производительность труда самостоятельно занятого населения составила 2 072,8 тыс. тенге/чел., в то время как производительность наемных работников составила 4 186,6 тыс. тенге/чел. Мы видим, что производительность труда наемных работников в два раза выше, чем у самостоятельно занятого населения.
Такая низкая производительность труда в хозяйствах населения объясняется, в первую очередь, их низкой технической вооруженностью - удельный вес домохозяйств, имеющих в наличии сельскохозяйственную технику, машины и рабочий скот, составляет всего 8,3% (данные за 2014 г.).
Мы имеем видимое противоречие между производительностью труда и производительностью сельхозугодий. Очевидно, что прямое вмешательство государства в распределение земли по категориям хозяйств противоречие не снимет. Если перераспределить землю в пользу хозяйств населения, то при их слабой технической оснащенности и скудных финансовых возможностях производительность земли упадет, а производительность труда, если и вырастет, то незначительно. Субсидирование сельхозпроизводства в хозяйствах населения при текущих проблемах с бюджетом тоже не представляется возможным.
Введение частной собственности на землю запустит механизм перераспределения земли от менее эффективных хозяйств к более эффективным, облегчит доступ к финансированию.
Учите историю кооперации
- Развитие сельскохозяйственной кооперации. Сейчас много говорится о сбытовой и производственной кооперации. На самом же деле в первую очередь следует развивать кредитную кооперацию и кредитные товарищества. Это даст возможность решать текущие задачи финансирования хозяйств населения. Опыт Российской империи говорит, что нельзя будет обойтись без государственного участия в капиталах таких кооперативов и товариществ. Они же могут служить источниками финансирования для сбытовых и производственных кооперативов. От государства также потребуется помощь по обеспечению доступности рыночной информации, облегчающей принятие решений по организации выпуска продукции и ее реализации.
Исторический опыт говорит, что кредитные кооперативы и товарищества всегда предшествовали сбытовым и производственным кооперативам. Наше сельское население в финансовом отношении слабое, чтобы такие финансовые институты стали эффективными без государственной поддержки. В докладе я упомянул про опыт Российской империи – законы о кредитных кооперативах и товариществах были приняты еще в 1895 г., реальное развитие началось только после 1906 г., когда государство приняло решение об обязательном вхождении в их капитал, в чем можно убедиться, посмотрев на диаграмму 3.
Что нужно сделать для индустриального развития
Для того чтобы предложение отечественной промышленности отвечало ожиданиям населения, необходимо:
- Обновить основные фонды. Государство не может приказать это сделать, но может создать необходимые условия, такие как:
- Налоговые льготы для тех предприятий, которые проводят реконструкцию и модернизацию действующих производств;
- Развитие финансового рынка для удешевления финансирования обновления основных фондов и приведения сроков финансирования к срокам полезной службы основных фондов;
- Обеспечение мобильности трудовых ресурсов, в принципе формирование реально функционирующего рынка труда. Во-первых, это приведет к росту доходов населения; во-вторых, будет стимулировать собственников и менеджмент к росту эффективности производства, а значит, и его модернизацию.
Развернуто эти предложения были изложены на сайте Ratel.kz в моей заметке «Мощности есть – загрузки нет».
Сделать рыночную информацию доступной
- Субсидирование расходов, связанных с изучением потребительского спроса. В полном объеме такие расходы могут себе позволить только крупные предприятия. Государственная поддержка позволит создать равную конкурентную среду.
Сегодня только у государства есть реальные возможности собрать всю необходимую информацию для изучения рынка и анализа рыночных тенденций. И если бы государство взяло бы на себя такую работу, выложив в открытый доступ ее результаты, это принесло бы больший эффект, чем все программы развития.
Надо решать реальные проблемы развития экспорта
- Необходима ликвидация нетарифных барьеров во взаимной торговле с партнерами по ЕАЭС. Необходимо создание специальных расчетных палат с теми внешнеторговыми партнерами, с которыми существуют трудности при осуществлении взаиморасчетов.
Про нетарифные барьеры во взаимной торговле в рамках ЕАЭС мы читаем чуть ли не каждый день. Будем надеяться, что после встречи президентов России и Казахстана эти барьеры начнут ликвидироваться.
У Казахстана есть потенциально обширный рынок экспорта собственной продукции – это вся Центральная Азия, Иран и Афганистан. И всем хорошо известно, что рано или поздно в торговле с этими странами возникают проблемы взаимных расчетов. Создание специальных расчетных палат могло бы помочь решить эту проблему, что положительно сказалось бы на казахстанском экспорте.
Кадры решают все
- Субсидирование подготовки рабочих и инженерных кадров, повышения их квалификации предприятиями.
Доля предприятий в финансировании профессионально-технического образования колеблется в районе 1,5%. Предприятия исходят из того, что все равно придется заново обучать выпускника колледжа после приема на работу, поэтому оплата его обучения – неэффективные издержки.
На мой взгляд, было бы эффективнее, если бы государство стимулировало создание курсов по подготовке рабочих на самих предприятиях, взяв на себя часть расходов.
То же относится и к инженерным кадрам.
Фото: newsfactory.kz