Что нужно делать правительству Сагинтаева
* Импортозамещению препятствуют незагруженные мощности
* Тормоз промышленности
* Что делать - хорошо известно
Читайте предыдущую статью Жараса Ахметова «Что стоит борьба с инфляцией»
Импортозамещению препятствуют незагруженные мощности
На последнем заседании правительства в докладе министра национальной экономики Куандыка БИШИМБАЕВА, в частности, было сказано, что ослабление национальной валюты и изменения ценовой конъюнктуры повлияло на рост цен на товары, поставки которых обеспечены менее чем на 60% отечественными производителями.
В числе таких товаров были названы сыр, творог, мясо кур и окорочка, овсяная крупа, сахар-песок.
Не оспаривая в этой части доклад министра, предложу некоторую дополнительную информацию.
Диаграмма показывает данные по доле импорта и загрузке производственных мощностей по товарным группам, приблизительно совпадающим с теми, о которых говорил министр.
Расхождения связаны с тем, что Комитет по статистике в своих отчетах использует более укрупненные показатели. Тем не менее, мы видим, что производственные мощности используются не полностью.
Тормоз промышленности
Какое это имеет значение для нашей экономики, помимо того, что не замещается импорт?
Во-первых, это ведет к росту издержек. Для производств с непрерывным циклом недозагрузка производственных мощностей означает повышенную норму расхода сырья и материалов, а также более высокий выход брака. Для производств с дискретным производственным циклом каждая остановка и последующий пуск все равно ведет к дополнительным расходам, включая повышенные затраты на ремонт. Помимо этого, растет удельное значение условно-постоянных расходов и доходы от реализации близки или меньше значения точки безубыточности.
Во-вторых, не полная загрузка, как правило, не позволяет выдерживать требуемое качество выпускаемой продукции. Технологии обычно настраиваются на определенную нагрузку, и если она не соблюдается, то происходит нарушение технологических параметров, что и сказывается на качестве продукции.
Первые два пункта означают, что на таких предприятиях выпускается продукция с низкой конкурентоспособностью как по цене, так и по качеству.
В-третьих, несмотря на простаивающие мощности, такие предприятия укомплектованы почти полным штатом работников. Это ведет к дисбалансу в распределении трудовых ресурсов – вновь запускаемые или расширяемые производства испытывают дефицит рабочей силы.
Иначе говоря, предприятия с неполной загрузкой сдерживают развитие отечественной промышленности.
Что делать - хорошо известно
Что можно предложить, чтобы исправить ситуацию?
Первое. Необходимо ликвидировать все барьеры, препятствующие мобильности рабочей силы. К ним относятся и требования по регистрации, и дефицит доступного арендного жилья, и недостаток социальной инфраструктуры, включая детские сады, школы и медицинские учреждения. Мобильность рабочей силы обеспечит переток трудовых ресурсов от неэффективных производств к эффективным.
Второе. Надо дать шанс на реконструкцию и модернизацию существующих производств, то есть на замену морально и физически устаревшего оборудования, приведение мощностей к реальным возможностям. Для этого требуется удешевление финансирования и приведение его сроков к срокам полезной службы основных фондов.
Все это возможно только при развитии финансовых рынков, расширения спектра финансовых инструментов, включая деривативы. Помимо этого потребуется определенное смягчение кредитно-денежной политики, включая существенное снижение базовой ставки и рост уровня монетизации экономики. Конечно, если смягчить кредитно-денежную политику, возникает, и вполне серьезный, риск раскрутки маховика инфляции. Противопоставить этому можно снижение инфляционных ожиданий населения за счет роста доверия к действиям властей, расширения товарного предложения, предоставления альтернатив для формирования сбережений.
Третье. Необходимо ликвидировать асимметрию в распределении рыночной информации.
Получение необходимой рыночной информации, как правило, требует больших затрат, которые могут себе позволить крупные компании. Это снижает общий уровень конкуренции. Государство могло бы взять на себя часть расходов, чтобы создать равные условия для всех. Сюда же можно отнести дотирование расходов, связанных с продвижением товаров на рынке.
Конечно, перечень мероприятий можно значительно расширить.