Как поживают памятники деятелям советской эпохи
Вопрос, конечно, интересный. И возникает он у меня каждый раз, когда я вижу эти самые памятники ушедшей советской эпохи. В основном, это бесконечные Ильичи, указывающие своею твердой рукою, точнее, руками путь в светлое будущее.
Вот этот, к примеру, стоит в одном из поселков близ Алматы. В поселке разруха, бездорожье, безработица… Но местные власти нашли немножко денежек на щит с красивыми жизнеутверждающими надписями и спрятали Ленина подальше от глаз жителей.
Ну а что еще можно сделать с этим памятником, уже облупившимся, но целым и крепким? Снести жалко – это одна из немногочисленных местных достопримечательностей. И, пожалуй, единственная, на которую специально приезжают посмотреть алматинские и даже иностранные туристы.
"Да и вообще, зачем ломать, это нехорошо, некрасиво, не мы его ставили сюда, и не нам ломать"… Так объяснил местный не очень трезвый дядечка наличие Ильича на пьедестале. А мне тут же вспомнился академик ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич, которого я глубоко уважаю за умные мысли: "Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живет".
Я для себя эту мысль продолжила так: еще неизвестно, как отнесутся к нашему варварству наши потомки. Возможно, осудят. И в отместку снесут те памятники, что мы сейчас строим… Так что надо быть осторожнее с памятью и памятниками.
Сегодня случайно оказалась в микрорайонах. И совершенно неслучайно решила прогуляться за кинотеатр "Сары-Арка" - хотелось посмотреть, как там поживают памятники деятелям советской эпохи, которые перекочевали туда с центральных улиц.
А знаете, хорошо поживают. Им там уютно, у них там чисто и просторно. Вокруг Калинина – а он там прям в центре стоит, красивый такой - бегает детвора, голубей гоняет.
А он с высоты своего "роста" на них смотрит. И сразу видно – это не просто памятник Калинину, это скульптура, имеющая художественную ценность. Памятник был установлен в 1972 году, и до 2001 года он стоял у вокзала железнодорожной станции Алма-Ата-2. Скульпторами его являются Хакимжан НАУРЫЗБАЕВ (из его творений алматинцам хорошо знакомы памятники Абаю и Валиханову) и Вагиф РАХМАНОВ. Памятник высотой 3,7 м выполнен из серого гранита, очень мощный, впечатляющий.
Впрочем, они все там выглядят достойно (ну разве что Горький немного пооблупился) и высокохудожественно. И даже странно, что все они, тут в каменном и бронзовом виде присутствующие, постановлением правительства РК от 30 декабря 2011 года № 1672 были лишены статуса памятников истории и культуры местного значения города Алматы и исключены из Государственного списка памятников истории и культуры местного значения.
Ну и 9 памятников монументального искусства перестали согласно этой бумаге быть важными для города: два памятника В. И. Ленину, памятник С. М. Кирову, бюст Л. П. Емелева, бюст П. Виноградова, памятник борцам Октябрьской революции, памятник М. Фрунзе, памятник и бюст М. Калинину.
Не все из этих памятников добрались до вот этого сквера, некоторые просто "утрачены" (бюст Емелева, к примеру), как сейчас указывается в документах.
А из тех, что уцелели, мне больше всех жалко Горького, хотя, в общем и целом, поклонницей его творчества не являюсь. Стоял этот железобетонный Горький в парке своего имени с 1940 года, авторов не нашла, простите. Произведением искусства, видимо, не являлся, раз в документе про памятники не указан. Убрали из парка его в 2015. Без объяснения причин. Горожане возмутились, помню. И на постамент вместо Горького водрузили сначала пластикового барса, потом верблюжонка, тоже пластикового, а потом постамент убрали и разбили на этом месте клумбу.
Самый популярный в этом сквере забытых памятников Владимир Ильич – никто не проходит мимо этой фигуры, все фотографируются рядом. Пока я там гуляла, сделала для прохожих несколько портретов из серии "я и Ленин".
"Сфотографируйте, пожалуйста, чтобы и меня было видно, и Ленина", - просили люди. Я и фотографировала. И слушала истории про прошлое фотографирующихся: про комсомол, пионеров и площадь Ленина (сейчас Астаны), где когда-то этот памятник стоял. Или наоборот, про то, что в городе в гостях и таких больших памятников никогда не видел.
Открытие памятника состоялось 7 ноября (а когда еще памятники Ильичу открывать, только 7 ноября!) 1957 года. Скульптором его является гениальный Евгений ВУЧЕТИЧ. И даже если-то кто про самого Вучетича ничего не знает, то его монументальные произведения все-равно видел в кино или на фото – "Перекуём мечи на орала" (скульптура возле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке), "Родина-мать" на Мамаевом-Кургане и в Киеве, "Воин-освободитель" в Трептов-парке. Высота монумента 12 метров, изготовлен он из бронзы и красного гранита и, конечно ж, впечатляет.
А возле памятника Борцам Октябрьской Революции меня когда-то принимали в пионеры. Помню, я так волновалась, что не могла есть три дня до этого события. И упала в обморок – думаю, голодный – в самый ответственный момент. Стоял тогда этот монумент на пересечении улиц Пушкина и 50 лет Октября (сейчас Райымбека). Демонтирован был в 2012 году. И сейчас на этом месте стоит памятник Райымбек батыру.
Памятник Борцам Октябрьской Революции на улице 50-летия Октябрьской революции был установлен в 1967 году – как раз к 50-летию революции. Это логично.
Скульптор - Н. С. ЖУРАВЛЕВ, высота памятника 5,9 метра. Памятник посвящен борцам за революцию в Семиречье, в композицию входит мемориальная доска с надписью: "Жить будет вечно ваш подвиг бессмертный в сердцах благодарных потомков".
Памятник революционеру Михаилу ФРУНЗЕ (его имя много лет носил нынешний город Бишкек) я тоже помню по детству – он стоял в сквере рядом с Дворцом пионеров, где сейчас стоит Риксос.
Установлен в 1967 году, скульптор - А. А. ИСАЕВ, архитектор — И. И. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. Выполнен из бронзы, а постамент из серого гранита.
Михаил Фрунзе, ставший впоследствии знаменитым большевиком, революционером, советским государственным и военным деятелем, одним из крупнейших военачальников Красной Армии. Михаил Васильевич Фрунзе для нашего города персонаж не чужой - он учился в верненской гимназии. Сохранились свидетельства того, что он был умным и пытливым учеником. И даже совершил вместе с товарищами-шестиклассниками большое путешествие по краю – 3000 верст - из Верного, через Иссык-Куль, Центральный Тянь-Шань, Нарын до Ферганы. По пути собирали растения, которые потом в виде гербария отправили известному путешественнику СЕМЕНОВУ-ТЯНШАНСКОМУ. Да и потом, уже став военным, он бывал в Туркестанском крае и Семиречье.
Еще один революционер, советский партийный и государственный деятель, участник борьбы за установление Советской власти в Семиречье и Верном – Павел ВИНОГРАДОВ – стоял когда-то неподалеку от Фрунзе и тоже в сквере: на Виноградова (сейчас Карасай батыра) и Дзержинского (Наурызбай батыра. Бюст там был установлен в 1956, демонтирован в 2012 году. Скульптор Баки УРМАНЧЕ – первый профессиональный татарский скульптор. В 1941 -1956 годах Баки Урманче работал в Казахстане, где им были созданы, цитирую энциклопедию: портретная галерея деятелей истории и культуры республики (Дины Нурпеисовой, М. О. Ауэзова, 1941; С. Муканова, С. И. Жандарбековой, К. И. Сатпаева, 1943; М. Габдуллина, 1945; С. Д. Луганского, 1946); исторические полотна "Штаб Амангельды" (1944), "Абай за работой" (1945), "Великий переход Джангильдина" (1948); многочисленные пейзажи Алма-Аты, Балхаша, Гурьева; скульптурные работы - бюст П. М. Виноградова (1957), проекты памятников Абаю (1944), ибн-Сине (1956); монументально-декоративные — барельефы, фигуры ("Забойщик", "Матрос"), композиция "Мир" (1954, Дворец культуры, город Балхаш), майоликовое панно и скульптура (1954, Балхашский медеплавильный завод); графические — иллюстрации к роману М. О. Ауэзова "Абай" (1946), к казахским сказкам (1950) и другие.
Ну и самый новый в этом сквере - бюст революционеру Дмитрию ФУРМАНОВУ. Он стоял с 1967 года на перекрестке Фурманова и Курмангазы. Бюст отлит из бронзы, установлен на постаменте из полированного гранита. Высота 2,7 метра, скульптор – Н. ЖУРАВЛЕВ. Его тоже было жалко – все-таки жил и работал в нашем городе и даже писал о нем в своих произведениях. Поскольку был не только революционером, но и писателем.
В ночь на 25 июля 2018 года бюст демонтировали и перенесли в сквер. Почему-то демонтажи памятников всегда происходят ночью…
Вот такие грустные истории былой славы. Но если честно, грустно мне не было. Почему-то мне кажется, что им тут всем вместе хорошо. По крайней мере, они уцелели.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Евгения Морозова.