Для того, чтобы человек приехал издалека и оставил здесь свои деньги, ему нужно предложить нечто, вызывающее реальный интерес
Международные примеры
С неких пор развитие туризма у нас стало чем-то вроде философского камня, способного превратить нашу экономику в передовую и процветающую. Причем, эта идея до такой степени овладела некоторыми массами, что почти превратилась в материальную силу, готовую принести на алтарь развития туризма отечественные национальные парки и заповедники.
Между тем, туризм непосредственно не играет существенной роли в экономике страны. В нем занято примерно 0,5% от всего работающего населения. Доля ВДС, создаваемой непосредственно туризмом, в ВВП страны в 2017 г. составляла 1,3% (более свежих данных нет).
Разумеется, развитие туризма должно принести свой положительный эффект: создаст дополнительные рабочие места, улучшит платежный баланс, увеличит спрос на продукцию других отраслей.
Если посмотреть на лидеров в области привлечения внешних туристических потоков, то мы увидим интересную картину (смотрите рисунок 1).
Рисунок 1
Примечание 1: таблица с расшифровкой кодов стран приведена в конце заметки.
Примечание 2: страны идут слева направо, от первого места до тридцатого.
Из тридцати стран, лидирующих по доле туризма в экспорте, только две не расположены в поясе между экватором и субтропиками. Это Армения и Непал (на рисунке 1 ARM и NPL). Обе эти страны горные, и обе не имеют выхода к морю. Но, с другой стороны, всем странам с этого рисунка особо нечего экспортировать, кроме туристических услуг. В целом, нам вряд ли стоит на них ориентироваться – туризм вряд ли станет основной статьей нашего экспорта.
На рисунке 2 показаны лидеры по среднегодовому росту доходов от туризма.
Рисунок 2
Примечания те же, что и к предыдущему рисунку.
Казахстан довольно близок к попаданию в эту тридцатку – он занимает 33-е место. Для нас интересен опыт Грузии и Азербайджана. Эти страны опережают Казахстан по скорости роста доходов от туризма из-за их более низкой базы. Но по данным на 2018 г. они опережают Казахстан и по абсолютным показателям: у нашей страны доход от туризма составил 2,6 млрд долларов, против 3,52 млрд долларов у Грузии и 2,83 млрд долларов у Азербайджана.
В Азербайджане был один раз и очень давно, в Грузии вообще не был ни разу.
Из того, что публикуют в социальных сетях соотечественники, которые Грузию посещали, можно понять, что на них наибольшее впечатление произвело отношение к туристам. И это не вопрос национального колорита, а результат государственной политики, направленной на привлечение туристов.
Про Азербайджан можно сказать меньше. Но что обращает на себя внимание, так это стремление к регулярному проведению международных спортивных соревнований. Не разовых и помпезных, как Азиада и Универсиада, а чуть попроще, но регулярных. На память приходит финал Лиги Европы в прошлом году и Чемпионат Европы по футболу, часть матчей которого должен был принимать Баку. Известно, что из-за пандемии его перенесли на следующий год.
Есть смысл посмотреть на лидеров по поступлениям от туризма по абсолютным показателям (рисунок 3).
Рисунок 3
Примечания те же, что и к предыдущим рисункам.
Подавляющее большинство стран из списка – страны с высокоразвитой экономикой. Очевидно, что при том, что туризм приносит большие доходы, он не является основой экономики страны. И надо понимать, что речь идет, на самом деле, не только о туристах, но обо всех приезжих, оставляющих свои деньги в стране посещения.
Деловые поездки
Есть довольно занимательный факт: при том, что казахстанцев, выезжающих в деловые поездки, больше, чем иностранцев, приезжающих к нам с деловыми поездками, сальдо между притоком и оттоком валюты по деловым поездкам положительное. Иначе говоря, иностранцы оставляют у нас в стране денег больше, чем мы за рубежом. Есть умеренная, но выраженная, обратная корреляция (смотрите рисунок 4).
Рисунок 4
По всем остальным видам поездок сальдо отрицательное: и по въезду–выезду, и по притоку–оттоку валюты.
Отсюда вывод, напрашивающийся сам собой: может все-таки стоит уделить больше внимания росту деловых поездок в Казахстан, а не маниловским проектам заманивания туристов дикими красотами отечественных национальных парков и заповедников, которые загадят к моменту окончания их обустройства?
Частной инициативе в организации того, что называется "событие", способного привлечь зарубежных гостей, требуется самая малость – невмешательство государства в повестку дня таких событий.
Для того, чтобы человек приехал издалека и оставил здесь свои деньги, ему нужно предложить нечто, вызывающее реальный интерес. Например, мало кто приедет на конференцию "Расцвет свободы слова в Центральной Азии". Но почти наверняка вызовет интерес конференция "Опыт выживания СМИ в условиях подавления свободы слова".
У нас каждый год проводится Астанинский экономический форум (этот год выпал из-за коронавируса). Каждый год зазываются интересные спикеры, крупные экономисты. И редко кто из них приезжает. Потому что повестка дня форума выхолощенная, ни одна по-настоящему актуальная тема на нем не раскрывается и не обсуждается.
Чуть больше свободы, и люди к нам потянутся.
P. S. Не затронул проблемы образования и здравоохранения. Они в контексте туризма, поездок, тоже имеют большое значение.
Приложения
Фото: inform.kz.