Проекция на проблемы военного строительства в Казахстане
Автор не является военным аналитиком или экспертом, поэтому все приведенное в данной заметке – это компиляция из анализа западных военных аналитиков с авторскими комментариями, проецирующими анализ на отечественную почву. Такой аналитический обзор, как полагает автор, будет полезен для казахстанских читателей, потому он применим к вооруженным силам нашей страны.
Оценка боеготовности вооруженных сил
Первый урок войны в Украине – важность адекватной оценки состояния собственных вооруженных сил и их боевой подготовки. Теперь уже совсем очевидно, что российское военно-политическое руководство (В. ПУТИН, С. ШОЙГУ) неверно оценивали состояние Вооруженных сил РФ, что привело к неудачам уже на первом этапе военных действий, хотя, конечно, были и локальные успехи, как взятие Херсона. Причем низкая готовность к войне с ненамного более слабым соперником была характерна для всех уровней ВС РФ – от взвода до Генерального штаба.
Война высветила важность человеческого фактора на войне и усилила ценность инвестиций в личный состав, включая компетентность командиров всех уровней и адекватную индивидуальную и коллективную подготовку, без которой инвестиции в оборудование могут быть потрачены впустую.
Не могу сказать, потому что не знаю, какие уроки извлекает из боевых действий в Украине наше военное руководство, но, думаю, ему, политическому руководству страны и всему нашему обществу будет полезно осознать, что учения в мирное время могут не отражать реальной готовности вооруженных сил к боевым действиям, если они проводятся для "галочки", для пускания пыли в глаза большому начальству. Опыт войны показывает, что для оценки боевой подготовки в мирное время требуется независимый от министерства обороны профессиональный анализ. А это, в свою очередь, требует открытости военного ведомства для гражданского общества, готовности обсуждать с ним все насущные проблемы военного строительства. Побочный эффект – придется терпеливо отвечать на некомпетентные оценки и суждения. Но, на мой взгляд, не такая уж высокая плата за качественную боевую подготовку. Сегодня, если говорить про Казахстан, такой готовности мы не видим. Соответственно, у нас нет в публичной сфере независимой профессиональной военной экспертизы, которая оценивала бы качество боевой подготовки и боеготовности ВС Казахстана. Соответственно, мы не можем оценить эффективность использования средств, отпускаемых на оборону страны.
Еще один урок войны: коррупция – это плохо, она ослабляет вооруженные силы страны. Здесь необходима оговорка: Украина не менее коррумпированная страна, чем Россия или Казахстан, но мы не можем оценить негативных последствий коррупции для ВС Украины, потому что она информационно закрыта во всем, что касается состояния армии и боевых действий. Но Россия более открыта, и мы на ее примере видим, сколько человеческих жизней унесла коррумпированность российских военачальников.
Ведение войны
Война в Украине – третья после окончания Второй мировой войны масштабная война стран с относительно высоким и равным уровнем развития. Первая – война в Корее, где, на самом деле, воевали США и Китай. Вторая – война между Ираном и Ираком. У обеих стран было более или менее современное для своего времени вооружение.
Особых откровений с точки зрения ведения боевых действий эта война не принесла, но в очередной раз подчеркнула важность некоторых аспектов.
Во-первых, как наличия военных запасов, так и возможности развернуть дополнительное военное производство. Сводки с фронтов демонстрируют нам, что проблемы с запасами и военным производством есть у обеих сторон, России и Украины, точнее, стран НАТО, которые обеспечивают Украину военной техникой и боеприпасами.
Будем надеяться, что Казахстану никогда не придется вести полномасштабную войну. Но, как говорится в известной пословице: надейся на лучшее, готовься к худшему. При любви нашего государства порулить экономикой, развитие военно-промышленного потенциала было бы самым подходящим объектом для реализации такой любви. Особенно, если сразу ориентироваться на современные образцы вооружений и развитие экспорта. Конечно, это близко к мечтам о Нью-Васюках, особенно принимая во внимание нашу коррупцию. Да что уж там, Нью-Васюки и есть. Но, с другой стороны, обороноспособность страны наличие собственного военно-промышленного комплекса.
Во-вторых, необходимость подготовки и наличия профессионального и квалифицированного сержантского состава. У российской армии, как показывают боевые действия, с этим есть серьезные проблемы. В украинской армии, может, и не в полной мере, задачи подготовки сержантских кадров решались при поддержке НАТО еще в довоенный период в рамках программы Defence Education Enhancement Programme (DEEP).
Как обстоят в Казахстане дела с подготовкой сержантского состава, я не знаю. Можно предположить, это лишь гипотеза, не лучше, чем в России. В пользу такой гипотезы говорит история с самоубийством Бекбола МИРАША в прошлом году и связанные с ним жуткие подробности. Это тот случай, когда важна открытость военного ведомства и наличие независимой военной экспертизы.
Вести успешные боевые действия в условиях современной войны, когда основной тактической единицей становятся небольшие группы солдат (отделение с приданным усилением, штурмовая группа), просто невозможно.
И, наконец, при малочисленности нашей армии давно пора отказаться от призыва и перейти на контракт.
В-третьих, современный бой – это общевойсковой бой, в котором задействованы все рода войск. Это предъявляет особые требования к скорости передачи информации, как сверху вниз, так и снизу вверх, скорости принятия решения. Повторюсь, в силу закрытости украинской армии невозможно оценить, как в ней обстоят дела с этими компонентами управления боем. В российской армии на протяжении весны – лета прошлого года с этим были явные проблемы, о чем постоянно писали в соцсетях военкоры.
Очевидно, что требуются новые программы обучения и подготовки офицерского состава, внедрение современных систем военного планирования и управления боем. Я не знаю, как с этим обстоят дела в нашей армии. Как всегда, требуется открытость военных и независимая экспертиза.
Как оказалось, от войны никто не застрахован, надо быть готовым к любым неожиданностям. До тех пор, пока наше военное ведомство будет закрыто от общественности, от ее критики, высока вероятность того, что наша страна окажется неготовой, когда это потребуется.
Фото: GETTY IMAGES/ВВС.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!