Защитники петроглифов стараются сохранить историю для потомков
Мне повезло. Я видела многие наши ныне уже разрушенные исторические объекты целыми и невредимыми, а природные достопримечательности застала в их настоящей природной красоте.
К примеру, бывала я на Кольсайских озерах в ту пору, когда не было там отелей, ресторанов и толп народа. И за три дня путешествия от самого нижнего озера до горного перевала мы никого не встретили. Никого. Ни одного человека. А еще я была в пещере на леднике Богдановича, когда туда не надо было стоять в очереди. Да, было такое, хоть и не верится сейчас.
А несколько лет назад на ххх-километре трассы Алматы-Бишкек наблюдала вместе с друзьями камни очень странной формы – будто бы их кто-то обтесал ровненько и гладенько со всех сторон и получились камни-воронки… Чуть выше этих камней в ущелье было старое забытое поселение. И если смотреть на ущелье сверху, с горы, то видны были каменные основания домов, остатки (видимо) плотины в речке и подобие мельницы рядом и опять те самые странные камни. И на них знаки-петроглифы.
В петроглифах тогда я мало что понимала, об их значимости исторической и культурологической знали только специалисты, но все равно догадывалась, что это не простые каменные каракули древних людей. Хотя в силу своей дремучести и оторванности от древних знаний, прочитать послания, в них заключенные, не могла, не умела.
Мы в эти места ездили послушать тишину. Была там, в этом заповедном ущелье полянка, на которой звуки исчезали. Да-да, стоишь на этом местечке будто стаканом гигантским накрытый, и все звуки извне доносятся как будто издалека. Даже если собеседник в метре стоит. Вот такая сказка. Никому это место не показывали, опасались, что придут чужие люди (в том смысле, что чужие по духу) и все уничтожат. Так и случилось. Пришли и уничтожили. Сейчас камней уже нет – на этом месте построили АЗС, ущелье загадили, затоптали, а сами камни растащили для своих мелких нужд неизвестные нам "предприниматели" и просто "хозяйственные" люди.
Причем, было это не так давно, как может показаться. Не тысячу лет назад, не сто, и даже не пятьдесят. А какие-то 10-15-20 лет назад все это было. А потом все, не стало сказки.
А в прошлом году я побывала в горах близ Талдыкоргана – Кызылтас. Ну как горы – это скорее сопки, они невелики. Но именно там я испытала то самое почти забытое чувство единения с природой и связь с прошлыми веками.
Никому не открою тайны, сказав, что наш родной Жетысу очень богат не только на невероятные по своей красоте природные достопримечательности, но и на удивительные сакральные места. И зачастую это совпадает – ценные археологические объекты находятся в красивейших ландшафтах. Видимо, люди прошлого толк в красоте понимали, ценили ее…
История некоторых таких мест известна, другие до сих пор хранят свои тайны. Ибо плохо изучены, мало исследованы. Кызылтас – одно из таких мест. Этот скальный массив близ Талдыкоргана – природный и исторический объект, о котором все местные хорошо знают и почти каждый здесь бывал. А для всех остальных казахстанцев – место, известное лишь из статей.
Мы же заехали сюда буквально на пару часов. Было это в прошлом мае во время одного из наших больших путешествий по Семиречью.
А сам Талдыкорган мы выбрали как место отдыха во время долгих переездов между достопримечательностями. Тогда в одной поездке у нас было несколько важных для нас точек – Капал, Текели, Шенгельды. Талдыкорган был своеобразным центром, который связывал все эти дороги в одну. Мы там думали поужинать, переночевать, а утром ехать дальше.
Но быть в городе и не посмотреть его достопримечательности – о нет, мы так не умеем. Тем более, что про Красный камень – Кызылтас – мы уже слышали, и читали, и потому очень хотели там побывать.
И я стала искать гида, проводника по этим местам. Отозвалась Расима ШАЛАШОВА, моя алматинская коллега, экскурсовод. Она уроженка Талдыкоргана и ее карьера экскурсовода начиналась именно здесь.
Нам очень повезло, что она как раз в этот день приехала навестить своих родных. Спасибо ей огромное, что выделила время для экскурсии для нас.
Этот маршрут ей хорошо знаком, она проводила такие экскурсии и для талдыкорганцев - школьников и их родителей, и для путешественников, приезжающих в Талдыкорган. Свой маршрут она назвала очень точно - "По следам предков".
Расиму мы забрали у родительского дома и дальше она уже показывала водителю – куда ехать. Кызылтас оказался совсем недалеко от Талдыкоргана – минут 10 от города по грунтовке. А дальше уже пешком – горной тропой. Это было несложно, никто из нас – а нас было человек 10 – не устал. Тем более, что по пути мы останавливались у всевозможных археологических объектов. Внимали речи экскурсовода и заодно отдыхали.
Первая остановка на отдых и первая достопримечательность Кызылтаса, нами увиденная, – остатки древнего захоронения.
Это циста - вид погребального сооружения, гробницы. Обычно она сооружается из каменных плит и располагается ниже поверхности земли, в углублении. Ну или в кургане. Обычно такие ящики делали прямоугольными или квадратными. Крайне редко – овальными. Такие гробницы были распространены во многих точках земного шара с бронзового века для захоронения одного человека или даже целой группы. Археологи находят их в Англии, на Кавказе, в Украине… И у нас.
Вариантов очень много, самый простой – ящик складывается из четырех каменных плит и перекрытия сверху. Мы такой и увидели прям рядом с тропой. Он маленький, видимо, был похоронен ребенок. Скорей всего, это эпоха бронзы. Точнее – ранняя, поздняя бронза - узнать не удалось: в свободном поиске по интернету я не нашла публикаций по Кызылтасу, не нашла их и в тех журналах Археология Семиречья, что у меня есть в бумажном виде.
Подобные могилы мы видели и в Танбалы, и на некоторых других археологических объектах. Часто захоронения совершались по обряду трупосожжения в скорченном виде на левом боку, примерно как на картинке из книги. В изголовье устанавливался сосуд, что-то вроде банки, миски или горшка, укладывались украшения - бронзовые бусы, браслеты… Датируются такие могильники 13-12 веком до нашей эры.
Это были племена андроновской культуры, возможно, племена скотоводов. Они селились по берегам небольших речушек, строили землянки и другие жилища, занимались земледелием. Умерших хоронили вот в таких каменных ящиках, сверху накрытых одной или несколькими плитами. Могильник обычно состоял из нескольких цист, ограниченных оградой из плоских камней, установленных на ребро. Внутри ограды располагались два или несколько ящиков с погребениями взрослых, были и детские захоронения.
Второй тип захоронений в этом районе – это курганы. Они на Кызылтасе тоже были найдены, и было их больше 30. Все курганы выглядели примерно одинаково: диаметром 10-12 метров, на вершине крестообразное строение шириной 40 см, в центре его когда-то ставился погребальный камень. К какой эпохе они относились, я так и не выяснила (помогите, кто знает!) - к эпохе поздней бронзы или к эпохе железа, и их ставили саки…
К сожалению, большинство из них уже утрачено в результате, конечно ж, неразумных и безответственных действий современных людей. Почему-то это уже не удивляет – тысячи лет стояли эти объекты, пережили средневековые войны, нашествия, природные катаклизмы, но не могут пережить беспредела нашего так называемого цивилизованного общества. Сначала на самом Кызылтасе местные байкеры устраивали мотогонки прямо на могилах, а потом к разрушению исторических памятников "подключились" и промышленные предприятия, проложив дорогу прямо по курганам. Эээх…
Как пояснила Расима, в этом регионе археологами найдены захоронения различных эпох: от эпохи бронзы до уже современных. В масштабах археологии современных, конечно, для них 17-18 век – это вполне себе современность.
А о чем говорит науке, да и нам, наличие в местности кладбищ разных эпох? Правильно: о том, что люди здесь жили всегда.
Расима информацию об этих захоронениях и поселениях узнавала у наших археологов – Станислава ПОТАПОВА и Михаила АНТОНОВА. Они бывали в этих местах. И хотя до серьезных археологических изысканий дело не дошло (все ж знают, что у нас государстве наука как падчерица у злой мачехи, финансируется по остаточному принципу), ценность здешних артефактов сомнений у ученых не вызывает.
"Они рассказали, что в основном здесь встречаются сакские захоронения. Ученые предполагают, что процесс похорон у саков всегда проходил на пойменной части реки или рядом с берегом. Обряд захоронения у сакских племен всегда включал один момент: тело умершего обязательно надо было перевезти через реку. Есть теория, что здесь в регионе жили уже соединившиеся саки и уйсуни, поэтому сохранились родовые кладбища. На кладбищах были места, где у саков проводили тризну – ставили горшочки с едой. И это считалось святым местом", - объяснила нам Расима.
Чуть выше на склоне сохранились останки поселений. Каменные основания, сверху очень хорошо видно, каким был такой дом. Это фото из архива Расимы, сделанное во время одной из школьных экскурсий.
Какими были эти дома тысячи лет назад, мы, наверное, уже никогда не узнаем. Но можем предполагать, опираясь на уже исследованные археологические объекты региона. Конечно, Семиречье во все времена было насыщено различными культурами, здесь жили разные племена в разные эпохи.
"В Семиречье раскопано всего несколько жилищ эпохи бронзы на отдельных поселениях, но и по ним можно судить о планировке и конструкциях жилищ. Семиреченские дома по своим конструкциям сильно отличаются друг от друга. Но есть ряд одинаковых черт. Все они заглублены в землю от 1 до 2 метров, иногда еще глубже. Это были землянки и полуземлянки. Стены сложены иногда из камней на глиняном растворе. Основное помещение было достаточно просторным. Пол дома был обмазан глиной, у выхода или в центре жилища располагался очаг. Крыша жилищ была деревянной, о форме крыши судить трудно, поскольку верхняя часть домов не сохранилась", - рассказала наш экскурсовод.
Ничего удивительного нет, что свои жилища древние жители этих мест устраивали под скалами и как правило на склонах с южной экспозицией. Скалы защищали дома от ветра, а солнце обогревало даже в зимние холода. Каждое из поселений состояло из 3-4 х домов. И, конечно, рядом должна была быть река, вода – вот источник жизни. Были луга, чтобы пасти скот. Участки подходящей почвы для земледелия. А еще было важно, чтоб неподалеку была возможность добыть дров или заняться охотой.
Жители вот этого поселения тоже занимались земледелием, они обрабатывали небольшие поля, расположенные на речных террасах. Здесь даже сейчас прорастают семена тех зерновых, которые когда-то выращивали древние люди.
А еще на это указывают многочисленные предметы сельскохозяйственного назначения, всевозможные приспособления, пестики, мотыги, зернотерки, которые тут можно отыскать, если постараться.
Кстати, зернотерку мы здесь увидели – огромную, почти метр в диаметре. Вообще зернотерок тут три, все сделаны по одному принципу. В движение это могучее каменное приспособление приводила лошадь: зерно всыпалось в центральное отверстие, а потом лошадь шла вокруг него, верхний камень крутился и перетирал зерно.
Есть у этой конструкции небольшой наклон (со временем он стал гораздо больше) – это тоже сделано было умышленно: так легче высыпать муку.
Вот так – настоящий музей, только на горе…
Отсюда открывается невероятный вид на долину, на реку, на сам Талдыкорган. Особенное место – тихое, но ёмкое. Вокруг скалы с выбитыми на них петроглифами. Очень богатые скопления, им тысячи лет, а они хорошо видны - в основном рисунки нанесены на скалы техникой точечной выбивки. А такая техника обеспечивает рисункам долговечность…
Здесь можно увидеть изображения разных животных, есть барс, горный козел, лошади.
Расима сказала, что выше на Кызылтасе есть и другие рисунки, их много, да и сами скалы имеют причудливые формы, обретенные благодаря ветру.
И именно там, наверху, находится знаменитая талдыкорганская Черепашка. Это гора, скальные породы которой невероятным образом сложились в явно узнаваемую фигуру: черепаший панцирь, из-под которого выглядывает черепашья мордочка. Талдыкорганцы обожают это место, сюда организовываются походы, прогулки, здесь путешествуют на велосипедах и пешком. Место действительно прекрасное, рядом река, кругом красота, много исторических объектов
Но мы не пошли к Черепашке – не хватило времени, увы. Уже темнело… И я до сих пор жалею об этом, жалею, что не увидела. Потому что теперь и неизвестно, увижу ли. В декабре с Черепашкой случился скандал. Нет, скандалила не черепашка, но именно она стала его центром. Дело в том, что на этой сопке нашли минерал диорит, который используют при производстве бетона. И теперь компания "Темирбетон" ведет там взрывные работы, добывая таким образом диорит, чтобы пустить его на щебень для бетона. А вместе с нужным минералом на щебень могут уйти и сама Черепашка, и петроглифы близ нее.
Общественники во главе с активистами фонда "Охотники за петроглифами" (это поистине народное волонтерское движение, которое делает большое важное дело вовлекло в свои ряды многих казахстанцев, и меня тоже) сейчас пытаются договориться с руководством предприятия. И вроде бы пару месяцев назад пришли к некоторой договоренности, решили, что лучшим вариантом будет работы остановить и провести масштабные археологические исследования, а предприятию для добычи диорита выделить другое месторождение.
Это тоже важный момент – найти новое место добычи. На заводе работает несколько сотен человек и оставить их без работы, а их семьи без средств к существованию было бы тоже неправильно – это аргумент предпринимателей.
У защитников петроглифов свои задачи – сохранить историю для потомков.
Кто прав в этом споре, кто неправ?
Скандал обнажил (и продолжает это делать) не лучшие черты нашего купи-продажного общества.
В процессе скандала выяснилось, что археологическая экспертиза компанией была проведена, к этой экспертизе привлекали частную компанию, и есть документ о том, что никакой исторической ценности здешние петроглифы и прочие объекты не представляют. Мол, там пара козликов на камнях, неужели из-за этого надо сворачивать производство бетона…
У защитников другая информация: на сопке огромные скопления изображений, и это место тянет как минимум на туристическую достопримечательность. Оно вполне достойно стать археологическим парком. Ну и как тогда компанией был получен документ экспертизы, каким путем?
Меня терзают смутные сомнения. Похоже, путь этот был извилист. К тому ж, компания не спешит показывать документы. Мол, это тайна.
Что делать и как быть? Менять законодательство, как минимум. Ну не может частная археологическая контора решать вопросы государственного значения. А именно к таким, я думаю, и относится вопрос сохранения исторически значимых объектов. А еще делать этот процесс прозрачным. Мы должны видеть все этапы получения результатов археологической экспертизы, а возможно даже и участвовать в этих непростых процессах в качестве наблюдателей.
"Мы" - это мы, люди. Ведь по большому счету (и по выкрикам с трибун) именно для нас все это и делается. И про национальное самосознание с этих трибун говорится много, и про память предков.
Я понимаю, что у нас никто не привык спрашивать людей – а чего именно хотят они? Вот те самые рабочие, которые взрывают скальные породы с петроглифами, те, которые прокладывают дороги по курганам, они-то в курсе происходящего? Им кто-нибудь объяснил, что именно происходит? Я про настоящие объяснения и разъяснения, а не только про то, что они могут остаться без зарплаты?
Может быть, люди все за и против взвесят и проголосуют сердцем - за Черепашку, но кто их спрашивает…
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!