Самое время исправлять имена и вспоминать истоки
Мы - центральноазиаты, туранцы, тюрки, туркестанцы – уникальный по-своему регион. Мы прекрасно знаем, что происходит в мире, но в упор не замечаем того, что происходит под боком. Мы можем проявить удивительное прекраснодушие и широту солидарности со всеми, но только не с теми, кто к нам реально близок и от нас неотделим. Сегодня мы все видим, что происходит в России, США, Беларуси, Ливии и еще где-то, но не видим, что начинает полыхать у соседей.
На днях, например, мой старший товарищ, патриот братского Кыргызстана Мусыркул КАБЫЛБЕКОВ, выдвинул идею создания движения "Совесть народа". И связано это было не только с тем, что там скоро предстоят выборы. Замысел его более широк: надо создавать большую региональную общественную структуру, внепартийную, внеправительственную, которая будет "лечить" самих себя, призывать быть выше регионального и местечкового эгоизма, возвращать всех нас к своим истокам, уникальным канонам общности и единства, уникальным традициям общежития и добрососедства, подлинного братства и единодушия. Это, конечно, еще одна, очередная, быть может, не первая, не последняя инициатива, направленная на то, чтобы обрести гордое и ответственное региональное "Мы", вместо невозможных, нерациональных, личных и безответственных "Я", "Я", "Я"…
Мы все внимательно следим за тем, что убили афроамериканца в Миннесоте, сочувствуем протестующим, а потом возмущаемся массовым мародерством. Тот же Миннеаполис, отличный город, где зимой за минус 30, а летом за плюс 35. Все здания и билдинги там связаны специальными надземными переходами, по которым можно попасть из одного края города в другой, даже не выходя на улицу. Такая астанинская футуристика. Но это все очень далеко, на другом конце планеты, за океаном, куда мы в детстве просили голубя мира унести атомную бомбу…
Зато у нас под боком уже не один месяц зреет, быть может, очень большой конфликт. Он не будет межнациональным, межэтническим, местным. Он охватит весь регион, поскольку Фергана, Ферганская долина и есть сердце Туркестана, средоточие всех его противоречий и ресурсов. Любой, кто имеет тюркскую душу и сердце, наверняка, обратил внимание на то, что там происходит нечто очень нехорошее. Соседи, братья сегодня готовы не только запустить крепкое слово, кетмень или камень друг в друга, но и применить оружие более серьезное. Мы видели, что стреляются кыргызы и таджики, мы видели, что конфликтуют кыргызы и узбеки, мы видели, что готовы резать друг друга казахи и дунгане. Вся эта мозаика, вся эта пестрота, казалось бы, не связанные напрямую между собой, на самом деле, один большой клубок.
Если кто-то что-то понимает, то он должен понять и другое: Южный Казахстан – это тоже часть Ферганской долины, а Ферганская долина – это сердце, настоящее сердце всего региона. Там, именно там, если вдуматься, настоящий рай, который искал Горемыка Асан. Там подлинный Эдем, потерянный народами мира, где проросло Древо познания, которое многие связывают с яблоком, нашим любимым алматинским Апортом.
Пандемия коронавируса поменяла не все, но многое. Многое нам еще только предстоит осознать. Далек от того, чтобы абсолютизировать роль региона в мире, но когда-то, признаем, она была ключевой. Если даже абстрагироваться от уже ставшего общим местом Великого шелкового пути, то из нашего региона веками изрыгались и изгонялись народы, которые меняли историю мира. Наши болезни, включая вышедшую из наших степей, "благодаря" золотордынскому хану Жанибеку, Великую Чуму, изменили Европу, а с ней и мировую историю. Через нас прошли два ключевых изобретения современной цивилизации: бумага и порох. Многое проходило через нас, но никак не трогало наши умы, привычки, культуру и традиции…
Сегодня мозг, сердце, печень и прочие ключевые органы мировой цивилизации находятся вдалеке от нас. Они в свое время были здесь, но потом смещались туда, где люди были готовы думать, учиться и менять самих себя. Все, что мы сохранили и заполучили: это смутное величие и фантомные боли, помноженные на множественные "стокгольмские синдромы". Не очень-то хорошее наследие…
Сегодня меняется мир. Меняются потоки человеческих океанических течений. Меняется архитектоника мира. Но станем ли мы снова субъектными? Пока еще трудно сказать. Предопределения нет, как нет фатальной неизбежности. Но есть ощущение, что наш любимый, неценимый, неосознанный нами как Судьба и Возможность регион снова пытаются сделать ареной геополитического противостояния.
Сильные мира сего сегодня не воюют между собой: такая война означала бы конец планеты Земля. Сильные попросту не смогут в какой-то момент удержаться от соблазна использовать свой крайний атомный аргумент. Поэтому они уже давно, задолго до ядерного века, придумали прокси-войны. Не облегчаем свое настоящее и свою Судьбу и мы сами...
Проблемы региона, если вдуматься, не только в воде. Хотя, надо признать, что вода очень часто и очень долго была поводом для кровопролитных вендетт. Проблемы не только в земле, плодоносной, прекрасной земле, которая готова превратить воткнутый штык или лопату в цветущее дерево. Проблемы не только в увеличении народонаселения, сокращении рабочих мест, возвращении трудовых мигрантов в свои селения из-за коронавируса.
Проблема в отсутствии общего и единых для всех Мы-Души и Мы-духа. На годы битв и отчаянных кровопролитий мы всегда могли и можем противопоставить столетия и века дружбы, добрососедства, подлинного братства. Но только кто об этом помнит, когда речь идет о сегодняшнем горделиво-чванливом самомнении?!
…
Казахстан, пусть на уровне интуиции своих лидеров и смыслократов, понимал значение региона, сакральное значение Ферганской долины. Казахские ханы, султаны, бии и батыры шли на Юг и завещали себя хоронить на Юге вовсе не потому, что там вкусный плов и тепло. Брутальный последний хан Кенесары пошел на Юг вовсе не потому, что узбеки или кыргызы были легкой добычей...
Даже в наше время первый президент Казахстана НАЗАРБАЕВ спасал АКАЕВА и БАКИЕВА вовсе не только из уважения и долга сватовства. Было понимание, что "плохая история с кровью" и гражданская война в соседней стране вовсе не гарантия счастливого будущего братского народа и всего региона. Можно вспомнить, что тот же покойный Ислам КАРИМОВ принял десятки тысяч узбеков из Кыргызстана, но тут же расселил их в охраняемые лагеря беженцев. И сделал он это вовсе не потому, что он был "антиузбек".
Надо отдать должное тому же Нурсултану Назарбаеву, который неоднократно предлагал проекты регионального сотрудничества, форматы с разной степенью интеграции. И в том, что нет еще должной глубины и широты восприятия идей центральноазиатской интеграции виноваты были не только наши властители. Это общая коллективная вина и ответственность всех стран региона, а в особенности культурных и бизнес-элит.
Сегодня в регионе меняются властные элиты. В странах-лидерах региона – в Казахстане и Узбекистане – уже вторая смена политических руководителей. И, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, у новых руководителей региона что-то начинает получаться даже лучше, чем прежде у прежних. Уже нет войн форматов, нет прежних гонок амбиций и соревнований за старшинство и "похлебку первородства". Тридцать лет последних не прошли мимо и даром.
Складываются новые уровни доверия и понимания между президентами стран Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ и Шавкатом МИРЗИЁЕВЫМ. Есть прекрасные отношения между президентами Казахстана и Кыргызстана. Причем надо сказать, что доверие и приязнь между лидерами еще не перешла на смыслократов, на правящие элиты, истеблишмент. Именно этот уровень доверия позволил благополучно разрешить "Сардобинский кейс" и проблемы Мактарала. Именно этот уровень приязни позволил решить многие вопросы с миграционными потоками во время коронавирусного кризиса.
Сегодня, как мне кажется, руководителям Казахстана и Узбекистана надо собрать новый саммит. Саммит надежды и доверия. И делать это нужно без участия третьих сторон. В противном случае наш регион будет вынужден всегда искать внешнего арбитража.
…
Если верить историкам, само слово "фергана" восходит к понятию "край счастливых людей". Корень "фар-фер" во многих языках Востока образует понятия "честь", "долг", "гордость", "величие" (наше казахское слово "парыз2, например). Индоевропейские корни слова восходят к понятию "Бог" и "Всевышний", а потом и к понятиям "служение", "сознание", "защита".
Самое время исправлять имена и вспоминать истоки.