Как мы туда добирались и что там увидели
Побывали на днях небольшой компанией на родине художника Абылхана КАСТЕЕВА в селе Шижин.
Википедия так пишет про это место: "Шижин (каз. Шежін) — село в Панфиловском районе Жетысуйской области Казахстана. Входит в состав Бирликского сельского округа".
А больше никто и ничего и не пишет, к сожалению, об этом ауле. Только есть упоминание, что в нем родился Абылхан Кастеев.
А художник этот, пожалуй, самый известный в Казахстане. И любимый многими. А еще во все времена его творчество было свидетельством развития Казахстана, его роста – промышленного и человеческого. Ценность его работы имеют не только художественную, но и этнографическую. Ибо писал он то, что видел. Запечатлевал действительность. Реализм в его работах во всем, даже в самых мелких, казалось бы, очень незначительных деталях. По его работам можно изучать историю страны и историю людей.
А у меня год вообще весь проходит под знаком творчества Абылхана Кастеева.
В этом году очень серьезная юбилейная дата - Абылхану Кастееву 120 лет. Юбилей празднуется очень хорошо и очень правильно – не тоями и громкими бесконечными речами (хотя возможно они тоже есть, просто я про них ничего не знаю, не зовут), а выставками, научными лекциями, выпуском художественных альбомов. Вот про это знаю и по возможности на таких мероприятиях бываю, ибо интересно.
В январе была на юбилейной выставке Кастеева в Государственном музее искусств его же имени. Выставка называлась "Абылхан Кастеев. Наследие века" - своеобразная ретроспектива эволюции творчества выдающегося казахского художника. В экспозиции было представлено тогда 300 живописных и графических произведений из коллекции музея.
В мае я попала на презентацию цифрового альбома работ художника.
Очень впечатлили тогда современные технологии – несколько работ художника с помощью анимации "оживили". Конечно, не всё изображение, это и не к чему, а только фрагменты. И теперь на знаменитом "Турксибе" девушка встречает поезд взмахом руки, а конькобежец "На высокогорном катке" пробегает часть ледовой дистанции… И девушка танцует на "Колхозном тое"…
В наших прогулках по Компоту (пояснение для неалматинцев: Компот - это исторический район Алматы) обязательно заходим в Дом-музей художника. Скромное здание с небольшим садиком. Спасибо его сотрудникам – они всегда идут на встречу и открывают по нашим просьбам этот музей даже в свои (и музея) выходные дни. Очень рекомендую там побывать всем, кто еще не был. Это реальный дом, в котором жил Кастеев со своей семьей с 1958 по 1973 годы. Здесь собраны его личные фотографии, его рисунки, его работы. Здесь воссоздана реальная обстановка - шкафы, книги, сундук, зеркало, диван, телевизор…
Да, дом скромный, но ёмкий. Как и сам художник – все, кто его знал, кто с ним встречался, отмечают его скромность, неприхотливость. А еще отмечают душевную глубину, сердечность, добрый и веселый нрав. Так и у дома – он помнит своего хозяина и множество историй.
Сохранился в доме и большой-большой стол. За ним собиралась вся семья художника – он, супруга, дети… И еще за этим же столом собирались его друзья и коллеги. Здесь бывал американский писатель и художник Рокуэлл КЕНТ, композитор Нургиса ТЛЕНДИЕВ, актриса и художница Гульфайрус ИСМАИЛОВА, армянский живописец Мартирос САРЬЯН, танцовщица и педагог Сара ЖИЕНКУЛОВА, художник из Узбекистана Орал ТАНСЫКБАЕВ, художник из Кыргызстана Гаппар АЙТИЕВ и многие, многие другие известные люди того времени. Неподалеку жил писатель Максим ЗВЕРЕВ и ученый-лингвист Сарсен АМАНЖОЛОВ, наверняка они все были знакомы, эти яркие представители казахской советской интеллигенции и тоже встречались за беседами в саду или доме Кастеева.
Этот дом вызывает у меня очень светлые чувства – он сохранил тепло сердец своих обитателей. И очень люблю мастерскую художника – он там работал, там его мольберт, зонт, кисти… Будто художник вот-вот вернется, сядет к мольберту и приступит к работе.
А еще люблю город Конаев и его окрестности - это тоже места творчества Абылхана Кастеева. С восторгом взбираюсь на холм, с которого (по мнению местных жителей и у меня нет основания их словам не доверять) Кастеев писал свою известную работу "Капчагайская ГЭС" – с вершины холма открывается замечательный вид на Капчагайское море и все его объекты.
И была я и не раз на кладбище Кенсай, где похоронен Абылхан Кастеев. А вот в селе, где он родился, не была.
А родился он 1 (14) января 1904 года в ауле Чижин Семиреченской области, расположенном у подножия Джунгарского Алатау.
Туда мы и отправились.
Ехать решили в будний день – сорвались и помчались почти спонтанно, хоть и в 6 утра. Надо было успеть выбраться из города до пробок. Успели, выбрались. Завтракали уже на трассе.
Решили (а поехали мы небольшой компанией любопытных людей) сразу ехать до Жаркента, нигде по пути не останавливаясь. Хотя соблазн был – там много интересного. Но дорога дальняя, дел было запланировано много, и надо было все успеть и вернуться до ночи в город. Остановились только два раза. Первый раз, чтобы полюбоваться на лопасти ветрогенераторов, а зрелище это грандиозное. Ну и сфотографировать их.
А вторую остановку сделали, простите, у туалета.
Этот архитектурный объект просто поразил нас непривычной чистотой и, не побоюсь этого слова, свежестью. Что, согласитесь, не очень-то характерно для наших придорожных туалетов. И там даже телефон есть для претензий и предложений. Для меня этот невзрачный объект является показателем того, что перемены к лучшему у нас все-таки происходят.
В Жаркенте первым делом пошли в галерею им. Кастеева.
Несколько лет назад сотрудник галереи ШАЛГИМБАЕВ Мурат Абильмажинович рассказал мне, что на родине Кастеева один из местных скульпторов сделал что-то вроде музея или галереи под открытым небом: запечатлел на камнях фрагменты картин Кастеева. Хотелось увидеть это, но нигде в Гугле я информации не нашла.
В галерее нас ждал приятный сюрприз – изменилось расписание. И теперь галерея открыта не только по будням, но и в воскресенье до обеда. Как это здорово! Ибо большинство посетителей могут сюда доехать только в воскресенье, когда галерея закрыта. Я сама несколько раз вот так вот "поцеловала" запертые двери – и было обидно, ехать в такую даль и не попасть, и не увидеть…
Галерея не очень большая. Там есть зальчик, посвященный Кастееву – две его работы и несколько личный фотографий. В других залах проходят выставки работ местных художников и здесь же функционирует художественная школа.
Так что зайти сюда на полчаса-час в нашем Большом жаркентском путешествии всегда хотелось, но не всегда получалось.
Впрочем, в ближайшее время и не получится – галерея закрывается на ремонт. И это хорошо – здание старое, изрядно обветшавшее, ремонта тут ждали давно. Дом исторический – в начале века его строил какой-то купец (какой именно, никто не знает), потом были разные госучреждения. А теперь вот галерея.
Прежде, чем двинуться дальше, мы пообедали. Расстояния тут огромные, и вряд ли нас за поворотом поджидали рестораны и столовые, подумали мы. К тому ж никто и нигде не делает такого вкусного шашлыка из джусая, как в некоторых жаркентских заведениях. И мы, разумеется, не могли не воспользоваться такой возможностью.
И вы воспользуйтесь, если будете в тех местах, рекомендую попробовать.
Ну а уже потом сытые и довольные отправились в путь.
Мурат Абильмажинович объяснил нам дорогу и даже нарисовал ее. Ведь интернет есть не везде, мало ли, там рядом китайская граница... Вот такая забота. Кстати, схема оказалась очень точной и понятной. Мы ехали по ней, интернета действительно кое-где не было.
Киши Шаган, Улькен Шаган проехали быстро – дорога неплохая, машин мало.
В селе Алтыуй нас настиг дождь, даже ливень. Остановились переждать его у местной спортивной школы. Да уж, сейчас в селе не шесть домов, как обещает название, а гораздо больше. Сейчас здесь проживает почти 4 тысячи человек… Симпатичный населенный пункт с добротными домами, хорошими дорогами (та, по которой мы ехали, была точно хорошей) и двумя школами – спортивной и общеобразовательной.
В селе есть парк, деревья побелены, ухожено, красиво. Встретили местного жителя, который как и мы прогуливался до дождем. Он нам рассказал, что в парке есть памятник Абылхану Кастееву. Скажу честно – мы до него не дошли, спрятались от дождя в машине…
Поехали дальше. И чем дальше ехали, тем уже становилась дорога, тем меньше были населенные пункты. Тем уютнее были домики и выше деревья. И тем величественнее открывались виды – мы ехали в сторону гор, незаметно поднимаясь все выше и выше…
Отсюда уже видно Китай. Воон там вдали небоскребы, видите?
Это не мираж, нет, это китайский город. Зрелище завораживающее – совершенно безлюдные места казахстанских предгорий, степи, луга… И вдруг на границе неба и земли вырастают очертаниями высотные здания…
О том, что Китай рядом, напоминают и вот такие ДОТы (или ДЗОТы? Или бункеры?) времен прохладных китайско-советских отношений. Их тут много, и они все открытыми забралами смотрят в сторону Китая. Попасть внутрь нельзя, по крайней мере в те, которые мы видели – они заварены.
Красота этих мест необыкновенная. Неудивительно, что именно здесь и родился талантливый художник. Видимо, эти красоты и формировали Кастеева как творца, когда он был простым пареньком, пастухом, давали ему вдохновение…
На въезде в поселок встретили двух женщин, они красили входную группу с названием поселка. Они нам и показали, куда ехать – по асфальту через поселок и дальше по грунтовке.
Мы и поехали. И немного заблудились. Выехали к местному кладбищу. Заходить на территорию не стали, но за забором увидели старые полуразрушенные мазары и новые могилы.
Вспомнили напутствия Мурата Абильмажиновича – он маршрут нам очень подробно объяснил, спасибо! – вернулись к поселку и поехали по другой дороге. И буквально через пару минут уже были у парка камней.
Или музейного комплекса. Оба названия неподходящие, наверное, но не знаю, как назвать это: несколько больших камней с изображениями на них, солнечные часы (тоже камни), пара скульптурных изображений.
Чуть в отдалении скромный памятник с разбитой плитой, на нем список имен местных жителей, погибших в войне.
И все это соединяют дороги (то, что от них осталось) со свежеокрашенными бордюрами. Видимо, те самые женщины с кистями и банками краски, которых мы встретили у поселка и которые показали нам дорогу, их и красили. Видимо, так аул готовится к юбилею знаменитого земляка.
Когда-то, наверное, место это объединяла общая концепция, идея. Сейчас многое потеряно, растаскано. Разруха. А покрашенные бордюры только ее подчеркивают.
Но все равно невероятно сильно, мощно.
К тому ж есть надежда, что покрашенные бордюры – это не просто так, а начало возрождения парка.
НУРСАПАЕВ Самат Исмаилович – так зовут художника, скульптора, который делал этот парк камней. Когда-то он жил в Шежине, сейчас переехал в другое село. Надеюсь, что удастся с ним познакомиться и поговорить. Возможно, у него сохранились фотографии или зарисовки парка, каким он был когда-то, каким создавался.
А рядом с парком и даже в его продолжение стоят курганы. Небольшие, каменные… Как часовые, сохраняющие память о тех, кто здесь жил и творил.
В самом же поселке ничего не напоминает о том, что это родина Абылхана Кастеева. Увы.
В ауле есть мечеть. Есть школа. Есть телевышка. Аул небольшой всего 500 человек, если верить интернету. Кстати, интернет там тоже есть. Благодаря ему мы узнали, что здесь есть улица Кастеева.
А музея нет. И дом, где жил Кастеев, не сохранился.
И больше ничего, кроме улицы, не напоминает здесь о самом художнике. Что по мне большая странность и огромная ошибка: родина известнейшего художника должна быть местом притяжения почитателей его таланта и молодых художников…
Возвращались домой на закате. Целый день в дороге, наполненные впечатлениями, разными – и восторгами, и разочарованиями. Путешествие получилось очень красивым и немного грустным. Было о чем подумать. И будет, за чем вернуться.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!