Мы живём, под собою не чуя страны

8876 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Вторник, 09 Авг 2016, 16:00

Экономист Жарас Ахметов: Социальное благополучие в Казахстане растёт только на бумаге

В декабре 1908 года Александр БЛОК написал статью «Стихия и культура», посвященную уже завершившейся Первой русской революции. Революция закончилась, но поэт был все равно полон мрачных предчувствий. И поэтому статья заканчивалась полными пессимизма строками: «Так или иначе - мы переживаем страшный кризис. Мы еще не знаем в точности - каких нам ждать событий, но в сердце нашем уже отклонилась стрелка сейсмографа. Мы видим себя уже как бы на фоне зарева, на легком, кружевном аэроплане, высоко над землею; а под нами - громыхающая и огнедышащая гора, по которой за тучами пепла ползут, освобождаясь, ручьи раскаленной лавы».

И на мой взгляд, самый актуальный для нас вопрос сегодняшнего дня – отклонилась ли в «нашем сердце стрелка сейсмографа»? События этого лета - террористические вылазки в Актобе и Алматы, вспышка ненависти в ЮКО - служат грозными предзнаменованиями, не считаться с которыми невозможно.

У этих событий есть много причин. Одна из них – снижение качества жизни населения. Мне уже доводилось на страницах Ratel.kz писать об этом год назад, но, судя по всему, есть необходимость вернуться к этой теме еще раз.

Начнем с бедности. Точнее - порога бедности, который определяется у нас размером величины прожиточного минимума. На диаграмме 1 мы видим, что номинальные значения прожиточного минимума на протяжении последних семи с половиной лет постоянно растут, а доля населения, проживающая ниже черты бедности, сокращается. Всё это вроде бы должно свидетельствовать о росте благосостояния населения.

Но если привести прожиточный минимум к постоянным ценам (я привел к ценам декабря 2008 года), то есть очистить от инфляции, то ситуация начинает выглядеть несколько иначе. На диаграмме 2 приведены средние значения прожиточного минимума за первые семь месяцев года в 2009 – 2016 годах. Мы видим, что размер прожиточного минимума, очищенный от инфляции, начиная с 2011 года, имеет устойчивую тенденцию к снижению. Это ставит под некоторое сомнение отчеты о снижении уровня бедности в стране.

Если посмотреть на диаграмму 3, на которой сопоставлены средние значения прожиточного минимума в постоянных ценах за первый квартал и доля населения, имевшего в первом квартале доходы ниже прожиточного минимума, то мы увидим, что снижение бедности в 2016 года сопровождается и снижением размера прожиточного минимума, рассчитанного в постоянных ценах. То есть произошло занижение планки бедности, что позволяет отчитываться о росте социального благополучия в стране.

О том, что с социальным самочувствием населения не всё в порядке, говорят и данные по индексу реальных доходов населения. На диаграмме 4 мы видим, что, начиная с октября 2015 года, реальные доходы населения устойчиво снижаются.

А если посмотреть на доходы 20% наименее обеспеченного населения (диаграмма 5), то они снижаются, начиная с прошлого года, не показав особо роста и в 2014-м. Это же, в свою очередь, ведет к изменению структуры потребления: если в 2012 году доля расходов на продукты питания во всех расходах 20% наименее обеспеченного населения составляла 49,5%, то в 2015-м – 53,8%. Соответственно, у этой категории населения остается меньше средств на покупку товаров длительного пользования, оплату образования, медицинских услуг и т.д. То есть происходит снижение качества жизни, может быть пока еще не сильно заметное.

Возникает три вопроса:

первый – должно ли правительство что-нибудь сделать, чтобы переломить сложившуюся тенденцию?

второй – может ли оно что-нибудь сделать?

и, наконец, третий – делает ли оно что-нибудь?

Если на первые два вопроса легко ответить положительно, то с ответом на третий вопрос не всё так однозначно.

С одной стороны, правительство, в том числе за счет реализации многочисленных и не очень прозрачных программ развития, так или иначе обеспечивает рост номинальных доходов населения. С другой стороны, это лишь сдерживает ухудшение ситуации. И, судя по всему, в бой бросаются последние резервы: средства ЕНПФ, Национального фонда, увеличивается налоговая нагрузка, ужесточается налоговое администрирование. Причем оно ужесточилось настолько, что об этом уже не могло молчать руководство НПП «Атамекен».

По хорошему, если не единственный, то важнейший способ решить нарастающие социальные проблемы – это создать стимулы для роста предпринимательской активности. Но именно этим правительство не хочет заниматься, потому что тогда придется отказаться от «ручного управления».

Читатель может спросить автора: а у тебя есть рекомендации по стимулированию предпринимательской активности? Отвечаю – есть! И если они интересны читателю и редакция Ratel.kz не будет возражать (не будет. - Ред.), позже я с удовольствием ознакомлю со своими соображениями общественность. Но должен предупредить, что речь в них пойдет о скучных и специфических предметах, вроде теории Р. СОЛОУ, предельных нормах технологического замещения факторов производства и т.п. и т.д.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером