Экономист Жарас Ахметов: Социальное благополучие в Казахстане растёт только на бумаге
В декабре 1908 года Александр БЛОК написал статью «Стихия и культура», посвященную уже завершившейся Первой русской революции. Революция закончилась, но поэт был все равно полон мрачных предчувствий. И поэтому статья заканчивалась полными пессимизма строками: «Так или иначе - мы переживаем страшный кризис. Мы еще не знаем в точности - каких нам ждать событий, но в сердце нашем уже отклонилась стрелка сейсмографа. Мы видим себя уже как бы на фоне зарева, на легком, кружевном аэроплане, высоко над землею; а под нами - громыхающая и огнедышащая гора, по которой за тучами пепла ползут, освобождаясь, ручьи раскаленной лавы».
И на мой взгляд, самый актуальный для нас вопрос сегодняшнего дня – отклонилась ли в «нашем сердце стрелка сейсмографа»? События этого лета - террористические вылазки в Актобе и Алматы, вспышка ненависти в ЮКО - служат грозными предзнаменованиями, не считаться с которыми невозможно.
У этих событий есть много причин. Одна из них – снижение качества жизни населения. Мне уже доводилось на страницах Ratel.kz писать об этом год назад, но, судя по всему, есть необходимость вернуться к этой теме еще раз.
Начнем с бедности. Точнее - порога бедности, который определяется у нас размером величины прожиточного минимума. На диаграмме 1 мы видим, что номинальные значения прожиточного минимума на протяжении последних семи с половиной лет постоянно растут, а доля населения, проживающая ниже черты бедности, сокращается. Всё это вроде бы должно свидетельствовать о росте благосостояния населения.
Но если привести прожиточный минимум к постоянным ценам (я привел к ценам декабря 2008 года), то есть очистить от инфляции, то ситуация начинает выглядеть несколько иначе. На диаграмме 2 приведены средние значения прожиточного минимума за первые семь месяцев года в 2009 – 2016 годах. Мы видим, что размер прожиточного минимума, очищенный от инфляции, начиная с 2011 года, имеет устойчивую тенденцию к снижению. Это ставит под некоторое сомнение отчеты о снижении уровня бедности в стране.
Если посмотреть на диаграмму 3, на которой сопоставлены средние значения прожиточного минимума в постоянных ценах за первый квартал и доля населения, имевшего в первом квартале доходы ниже прожиточного минимума, то мы увидим, что снижение бедности в 2016 года сопровождается и снижением размера прожиточного минимума, рассчитанного в постоянных ценах. То есть произошло занижение планки бедности, что позволяет отчитываться о росте социального благополучия в стране.
О том, что с социальным самочувствием населения не всё в порядке, говорят и данные по индексу реальных доходов населения. На диаграмме 4 мы видим, что, начиная с октября 2015 года, реальные доходы населения устойчиво снижаются.
А если посмотреть на доходы 20% наименее обеспеченного населения (диаграмма 5), то они снижаются, начиная с прошлого года, не показав особо роста и в 2014-м. Это же, в свою очередь, ведет к изменению структуры потребления: если в 2012 году доля расходов на продукты питания во всех расходах 20% наименее обеспеченного населения составляла 49,5%, то в 2015-м – 53,8%. Соответственно, у этой категории населения остается меньше средств на покупку товаров длительного пользования, оплату образования, медицинских услуг и т.д. То есть происходит снижение качества жизни, может быть пока еще не сильно заметное.
Возникает три вопроса:
первый – должно ли правительство что-нибудь сделать, чтобы переломить сложившуюся тенденцию?
второй – может ли оно что-нибудь сделать?
и, наконец, третий – делает ли оно что-нибудь?
Если на первые два вопроса легко ответить положительно, то с ответом на третий вопрос не всё так однозначно.
С одной стороны, правительство, в том числе за счет реализации многочисленных и не очень прозрачных программ развития, так или иначе обеспечивает рост номинальных доходов населения. С другой стороны, это лишь сдерживает ухудшение ситуации. И, судя по всему, в бой бросаются последние резервы: средства ЕНПФ, Национального фонда, увеличивается налоговая нагрузка, ужесточается налоговое администрирование. Причем оно ужесточилось настолько, что об этом уже не могло молчать руководство НПП «Атамекен».
По хорошему, если не единственный, то важнейший способ решить нарастающие социальные проблемы – это создать стимулы для роста предпринимательской активности. Но именно этим правительство не хочет заниматься, потому что тогда придется отказаться от «ручного управления».
Читатель может спросить автора: а у тебя есть рекомендации по стимулированию предпринимательской активности? Отвечаю – есть! И если они интересны читателю и редакция Ratel.kz не будет возражать (не будет. - Ред.), позже я с удовольствием ознакомлю со своими соображениями общественность. Но должен предупредить, что речь в них пойдет о скучных и специфических предметах, вроде теории Р. СОЛОУ, предельных нормах технологического замещения факторов производства и т.п. и т.д.