Время больших и смелых решений
Не ругайтесь, пока не дочитаете до конца. Я считаю, что Казахстану надо принять ответственные решения по стратегическим направлениям развития и надо опереться на мощь государственной собственности. Да, не больше приватизации, а больше огосударствления.
Мы не должны повторить историю ЧУБАЙСА. Сегодня увидел фото бывшего второго человека в правительстве в сланцах в какой-то госконторе Израиля, и нахлынули воспоминания. И про ваучеры, и про Лёню Голубкова и МММ, и "по две Волги за ваучер".
Чубайс всё правильно задумал, но вышло по-другому. СССР оставил несметные богатства в виде имущества, но денег ни у кого не было, всё смыл крах рубля. Поэтому и было решено раздать долю в этом имуществе всем в виде ваучеров, а потом распродавать на ваучерных аукционах. Половина людей обменяли ваучеры на акции предприятий, где они работали, и потом успешно отдали их за бесценок директорам или рейдерам со стороны.
Капитализм был создан, но со звериным оскалом, где барахло забрали самые шустрые и наглые. Плюс немного денег от авантюристов из-за рубежа, среди которых тоже преобладали наши бывшие.
Мы в РК возвращаемся с экономической точки зрения в РФ начала 2000-х годов. Богатое государство – бедный народ – огромная концентрация национальных богатств в руках олигархата. На Западе гуляет такая фраза – мы находимся в начале самого большого перехода богатств в истории человечества. Бэби-бумеры, которые владеют почти всем, перешагнули 70, и с каждый днём их всё больше. И они уходят, а состояния переходят детям, которым 45 и меньше. Так и у нас завершился "старый Казахстан" со своими успехами и неудачами, но кто будет развивать экономику завтра?
И "детям", в отличие от "отцов", какая-нибудь шахта на севере Казахстана даром не сдалась, им уютней на Елисейских полях гулять. И пойдёт распродажа, и непонятно, в чьи руки всё попадёт. Мне кажется, лучше всего была бы модель участия государства в позитивном ключе в капитале опорных компаний.
У нас есть хорошие примеры иностранных инвестиций. Крупные и сложнейшие проекты на Каспии по нефти с многомиллиардными инвестициями и передовыми технологиями подняли нефтяные мажоры с Запада. "Арселор-Миталл" как крупнейшая металлургическая компания в мире дала надёжную крышу "Кармету" на сложном рынке. "Казатомпром" успешно развивается и сотрудничает с крупными игроками производства и сбыта. Но на этом, пожалуй, и всё. В остальном неплохие компании, но никак не лидеры по мировым масштабам.
Подтолкнула меня к этим мыслям ещё и свежая проблемная ситуация. Все мы видим нарастание острейших проблем в энергетике. С генерацией много решений принято, посмотрим, что дальше будет. Но есть менее заметная, но тоже чувствительная область – распределение. Какой смысл делать электричество, если оно не дойдёт до розетки?
На уровне страны у нас есть стратег – "КЕГОК", который обеспечивает передачу энергии в масштабах страны. Дальше на уровне областей у нас в основном частные игроки, которые принимают энергию и доставляют её до крупных и розничных потребителей. А ещё ниже, на районном и городском уровне, у нас преобладают коммунальные или вообще бесхозные сети. А ещё на коммунальном уровне теплосети, водоснабжение, канализация.
За последние десятилетия из-за недофинансирования и отсутствия нормальной стратегии развития с электричеством, водой, теплом на локальном уровне накопилась гора проблем. Хорошо, начали принимать решения, и появился "тариф в обмен на инвестиции". И что дальше?
А дальше беда. Надо расшивать эту проблему. Допустим, вы дали "Тау-Суу-Жарыку" какому-нибудь прибавку к тарифу в 15%. Он пустил 5% на прибавку к зарплате сотрудников, которые разбегаются, ещё 5% на развитие, новых клиентов надо подключать, и целых 5% остаётся на капитальный и текущий ремонт. У него было 20 неотложных проблем, теперь, возможно, через год будет 19. За это время сеть продолжает ржаветь и приходить в негодность, и у него опять 20 проблем, грозящих аварией.
Латать Тришкин кафтан тяжело и неэффективно. Тут надо принимать принципиальные решения, менять целиком рукав или подкладку. А для этого нужно много денег сразу. А где их взять? Где эти пресловутые "инвестиции"? Инвестиции приходят от акционера в виде собственных денег или займов. А акционер – государство. Своих денег у государства маловато, но можно дать долгосрочный тариф и гарантии. Тогда деньги появятся от банков.
Дальше следующий вопрос (вторая беда). Дали деньги и гарантии, и пошла писать губерния (осваивать средства). Этих "суу" и "жарыков" у нас десятки, если не сотни. И не везде всё здорово с пониманием и управлением. Да и акционеры их в виде акимов районов и городов меняются, как веяния моды. Не очень эффективная схема. Надо собирать весь этот Вавилон во что-то организованное и централизованное с хорошим потенциалом.
Ведь у нас есть и нерешаемые экономические проблемы. Вот, к примеру, Экибастуз, который замерзал прошлой зимой. У них и так тариф в два раза выше на тепло, чем в Павлодаре. И это при том, что рядом ГРЭС выбрасывают море тепла в небо. Им хоть в пять раз подними тариф, при малом населении денег на ремонт старой городской ТЭЦ не хватит. Им помогают из бюджета, потому что по другому никак.
Мы в этом году выйдем на 20 миллионов населения, и обслуживание коммунальных потребностей такой страны требует серьёзного внимания, тем более, что, кроме Астаны, всё жутко старое. А в Астане воды не хватает, но эту проблему мы сами создали, потому что она слишком быстро выросла.
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: newtimes.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!