Станет ли удобнее кидать пустые бутылки в урну, если на нее нанести казахский орнамент?
Неделю назад в СМИ появилась новость, что управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Алматы, заботясь о чистоте города, потратит свыше 170 миллионов тенге на закупку более 8 700 уличных и парковых урн.
Тут же были приведены цифры. Стоимость уличной урны (с установкой, за единицу) — 19 896 тенге. Всего намерены закупить 5 778 штук. Стоимость парковой урны (опять же с установкой) — 19 000 тенге, намерены закупить 2 934 штук. Установить уличные урны собираются во всех районах города, в том числе на присоединенных территориях.
Абсолютно согласна с таким решением. Тем более что Алматинский горакимат сообщил еще одну любопытную цифру: оказывается, новые урны в городе не устанавливали 10 лет. Понятно, откуда такой результат: хочешь выкинуть пустую бутылку из-под воды в жаркий день – приходится до урны идти. Я, например, иду. Другие – не всегда или никогда. Также я согласна с техническими требованиями к закупаемым урнам: как пояснили в Управлении природных ресурсов, одни из главных требований к товару — износостойкость и «антивандальность». А вот дальше у меня возникли вопросы: оказывается, антивандальные урны будут украшены... казахским национальным орнаментом: «Стойки урн — каркас из листовой стали толщиной 6 миллиметров с вырезанным национальным казахским орнаментом — вид орнамента «арқармүйіз», «қошқармүйіз».
Вот он, мой вопрос: зачем наносить национальный орнамент на урны для мусора? Для привлечения внимания? Или же какое-то количество людей, наоборот, откажется оскорблять бутылками, фантиками и окурками национальный орнамент, в древности носивший космогонический, где-то сакральный смысл?
В последнее время требование использовать казахский орнамент для придания национального характера зданию, изделию или костюму все чаще напоминает фиговый листок для прикрытия... Назовем это «творческим бессилием».
Происходит это от непонимания того факта, что традиционная материальная культура казахов-кочевников была сугубо функциональной. В кочевом быту не было места бездумному украшательству. «Вот тут розочку налепим, чисто для красоты. А вот тут қошқармүйіз, чтобы знали, что казах делал» - это не про наших предков.
Возьмем юрту – наш главный национальный символ. Сделать для большой семьи устойчивый к ветрам и непогоде переносной дом, который можно разобрать и собрать на новом месте за один день, дом из дерева и шерсти (100-процентное казахстанское содержание) - в этом уникальность юрты, а не в узорах кошмы, которые в обильном количестве появились лишь тогда, когда юрты стали ставить только на Наурыз.
Но, кажется, именно орнамент на урне и стал местом, где «собака порылась» (говоря словами незабвенного Саввы Игнатьевича из «Покровских ворот»). Только я ввела в строку поиска «урна мусорная», как услужливый Google подсказал мне, где их можно купить в Алматы. Например, в одной казахстанской производственной компании: от 4330 тенге до 9280 тенге за штуку. Правда, без орнамента. Выбирай, акимат, налетай! Деньги сэкономите, бизнес местный поддержите. Адрес магазина могу подсказать.
А заодно – выразить лично свое алматинское мнение: да, нам нужны урны. Пусть они будут качественно сделаны, чтобы прохожим в них было удобно выбрасывать, а дворникам – опорожнять. Пусть их будет больше. Пусть люди кидают мусор в урны, а не мимо. Но... не станет урна лучше, если на нее машинным способом нанести казахский орнамент. Более того – это будет в какой-то мере оскорбительным. Всё-таки мусорка – не то место, которому нужно придавать национальный колорит...