Один из примеров мирного урегулирования конфликта, который казался вечным – это Соглашение Страстной пятницы
То, что сейчас происходит в Израиле – это ужасная трагедия.
С ХАМАС все понятно. Это террористическая организация, на которой полностью лежит ответственность за то, что произошло в Израиле, и за то, что происходит и будет происходить в Секторе Газа. ХАМАС никогда не имел своей целью защиту простых палестинцев и уж тем более повышения качества их жизни. Чем хуже живут палестинцы, чем больше они страдают, тем лучше для ХАМАС. Все плохое, что происходит в Секторе Газа списывается на политику Израиля, тем более что она дает для этого основания. Тем самым ХАМАС уже имеет и постоянно укрепляет свой авторитет среди палестинцев.
Но к правительству Израиля, к израильским политикам вопросы есть.
Во-первых, они "проспали" нападение ХАМАС. В свое оправдание Беньямин НЕТАНЬЯХУ говорит, что он и его кабинет считали атаку со стороны ХАМАС нерациональной – дела в Секторе Газа налаживались, и причин для нового обострения не было. Очень удивительная позиция. Цель ХАМАС – ликвидация Израиля. Поэтому никакого сколько-нибудь длительного мира между ним и Израилем достичь невозможно. Но израильское правительство посчитало, что все идет на лад, к длительному миру.
Во-вторых, сейчас начинается наземная операция в Секторе Газа. Израильские военачальники заявляют, что цель операции полная ликвидация ХАМАС. В действительности будет большое количество жертв среди мирного населения, но ХАМАС, потеряв какое-то количество бойцов и даже часть своего руководства, ликвидирован не будет. Чем более жесткой и жестокой будет военная операция, тем больше будет голосов в защиту палестинцев на Западе, и сочувствие к Израилю будет сжиматься.
А потом будет соглашение о прекращении огня, обмене пленными и заложниками. ХАМАС получит передышку, во время которой накопит сил для следующей террористической атаки. И все снова повторится.
Понятно, что руководство Израиля не может не начать наземную операцию. Если оно от нее откажется, это приведет к серьезному внутриполитическому кризису. А самое главное - поощрит ХАМАС на новые террористические атаки прямо сейчас. Получается, что Израиль пляшет под дудочку ХАМАС, причем уже давно.
Возникает вопрос: можно ли разорвать этот порочный круг зла, приносящий страдания как рядовым израильтянам, так и палестинцам? Есть ли способ остановить длящийся уже почти сто лет межнациональный и межконфессиональный конфликт?
Один из примеров мирного урегулирования конфликта, который казался вечным – это Соглашение Страстной пятницы, приведшее к окончанию противостояния Ирландской республиканской армии и Великобритании.
Соглашение Страстной пятницы (10 апреля 1998 г.) – мир в Северной Ирландии
Завоевание Англией Ирландии началось еще в XII веке и полностью закончилось в конце XVII века. Все то время, что Ирландия находилось под владычеством Великобритании, характеризуется притеснением католического большинства протестантским меньшинством.
Первая мировая война ослабила позиции Соединенного Королевства на острове. В результате войны за независимость (1919 – 1923) возникло Ирландское свободное государство как доминион Великобритании. Ирландия вышла из Британского содружества наций и стала полностью независимой в 1949 г.
Но шесть графств, входивших в провинцию Ольстер, остались в составе королевства и стали называться Северной Ирландией. Протестантское население составляло в них большинство.
Северная Ирландия оказалась поделенной на богатые, быстро развивающиеся протестантские города и бедные, лишенные будущего католические гетто. Аналогичная ситуация сложилась и в сфере политики. Стабильность численного соотношения протестантов и католиков 2:1, воспроизводившаяся на каждых выборах в парламент, привела к отказу католиков участвовать в них. Такое положение дел не могло не привести к борьбе католического меньшинства за свои права. В 1967 была создана Ассоциация борьбы за гражданские права. Хотя основой ее деятельности было движение "ненасильственного протеста", выработанная ими "тактика прямых действий" привела к массовым протестам католиков на улицах Данганнона (3 июля 1968), Дерри (5 октября 1968), Арма и других городов провинции. Ответом стали еще более многочисленные шествия протестантов, объединенных "правыми" под знаком религиозного возрождения. К августу 1969 г. Ольстер уже напоминал поле боя: на улицах вырастали баррикады, дежурили отряды самообороны, жилые дома горели целыми кварталами. Для предотвращения дальнейшего кровопролития в Ольстер были введены британские войска.
В это время Ирландская республиканская армия (ИРА) принимает решение перейти к активной террористической деятельности. В отчаянных попытках ликвидировать базу ИРА – отряды самообороны в католических гетто – армейское командование лишь усугубляло ситуацию, используя такие сомнительные методы, как массовые аресты и интернирование подозреваемых в терроризме. Тем самым военные способствовали массовому притоку людей в экстремистские организации и росту числа "сочувствующих" как в самой провинции, так и в Ирландии и США.
Беспорядки усиливались, и приходилось вводить все новые и новые военные части, на 1 января 1972 г. их численность достигла 30 тыс. Армия и полиция получили огромные полномочия, еще более возросшие в условиях окончательного развала местной политической системы, приближая конфликт к закономерной развязке. В феврале 1972 г. в г. Дерри произошел инцидент, позже получивший название "Кровавого воскресения". Пытаясь остановить запрещенный властями марш католиков, команда спецназа открыла огонь по многотысячной толпе, убив 13 человек.
Конфликт не разрастался, т.е. не принял характер гражданской войны, но и не прекращался. Все усилия британского правительства по урегулированию конфликта оказались бесплодными.
Положение дел стало меняться после подписания Маастрихтского договора об образовании Европейского Союза, в который вошли и Ирландия, и Великобритания. Премьер-министры Великобритании (Джон МЕЙДЖОР) и Ирландии (Джон БРУТОН) подписали рамочное соглашение, в котором зафиксировали, что будущее Северной Ирландии будет полностью зависеть от волеизъявления ее населения. Одновременно было объявлено о создании специальной комиссии по урегулированию конфликта под председательством бывшего американского сенатора Дж. МИТЧЕЛЛА.
Появление американца во главе такой специфической комиссии было вызвано активизацией участия США в урегулировании конфликта в Северной Ирландии. Американская сторона обещала финансовые инвестиции в регион и выступала гарантом справедливости в исполнении достигнутых договоренностей.
Комиссия работала несколько лет. Не все шло гладко, были ситуации, когда казалось, что все закончится ничем. Тем не менее 10 апреля 1998 г. было подписано многостороннее соглашение (все политические партии Северной Ирландии, Великобритания и Ирландия) по урегулированию конфликта.
Ирландия отказалась от конституционных притязаний на Северную Ирландию (в конституции 1937 г. 6 графств Ольстера были включены в состав Ирландии), но получила возможность влиять на политику Северной Ирландии через "Совет Север-Юг" на уровне министров, в который входят члены Североирландской ассамблеи и ирландского парламента. Управление Северной Ирландии перешло Ассамблее, состоящей из 108 членов, избираемых по пропорциональной системе, и обладающей всей законодательной и исполнительной властью, переданной ей Вестминстером. Для решения ключевых вопросов необходимы либо параллельное согласие большинства в обеих общинах, либо голоса 60% избирателей.
Активная роль авторитетной третьей стороны (США), участие Великобритании и Ирландии в одном и том же союзе (ЕС), приглашение к переговорам всех политических сил, общая готовность идти на уступки – все это предопределило возможность мирного урегулирования. Прошло 25 лет, а ситуация в Северной Ирландии остается стабильной. Даже Брексит не смог ее подорвать.
Какие можно извлечь уроки из этой истории?
Первое: необходим международный посредник, являющийся авторитетным как для Израиля, так и для палестинцев. Сейчас такого посредника не видно.
Второе: необходимо наличие умеренной политической силы со стороны палестинцев, с которой можно вести переговоры. ХАМАС на роль стороны переговоров не годится.
Без активной работы в этих направлениях (поиск посредника и стороны переговоров) мирное урегулирование невозможно.