Как непреодолимая нефтезависимость превращает бюджетную систему в финансовую пирамиду
Читайте предыдущую статью Сляма АХМЕТОВА «Ставка больше, чем жизнь».
Государственный бюджет является особым инструмент фискальной политики.
Ее эффективная реализация очень значима для экономики РК, учитывая незначительное влияние на нее банков, фондового рынка как рыночных институтов.
Фискальная политика запускается путем увеличения государственных расходов и снижения налогов.
Классики экономической науки отвергают значимость фискальной политики, а кейсианцы, наоборот, считают, что ее необходимой для стабилизации экономики в период кризисных явлений.
Но вернемся к нашей реальности.
Стратегические планы щедро финансировались
Начнем с рассмотрения результативности фискальной политики правительства РК, через изменения качества доходной части бюджета.
Итак, самые крупные расходы правительство РК осуществило в период кризиса 2008-2009 гг.
По разным оценкам антикризисный пакет того периода "весил" около 10-15% ВВП или порядка $15,0 млрд (официальных данных, сколько денег и из каких источников все же было израсходовано, нет – С.А.).
Кроме того, задолго до кризиса, правительство уже работало над реализацией различных программ и стратегии по развитию экономики страны (Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы; Стратегический план развития РК до 2020 года: качественный рост через модернизацию, программа форсированного индустриально-инновационного развития и т.д.).
Через реализацию этих программ предполагалось создать диверсифицированную экономику и ослабить на нее влияние цен на нефть.
Все эти стратегические планы щедро финансировались из бюджета.
Расходы республиканского бюджета на воплощение в жизнь проектов, других программ и преодоление кризиса с 2009 по 2017 год выросли с 3,1 трлн тенге до 10,7 трлн тенге, то есть в 3,5 раза.
Теперь мы подошли к самому важному.
Хотели одно, а вышло другое
Один из самых главных результатов, ожидавшихся от реализации всех этих программ − качественное улучшение структуры доходной части бюджета, то есть ослабление зависимости его от цен на нефть.
Чтобы понять, как все получилось на практике, рассмотрим диаграмму №1, которая составлена на основе расчетов Международного Валютного Фонда.
Диаграмма №1. Необходимая цена нефти для покрытия расходов бюджета РК
Она показывает, как доходы, возникшие благодаря росту цен на нефть в докризисный период, повлияли на формирование бюджета.
Пик «нефтяной» зависимости бюджета пришелся на 2008 год, где необходимая цена нефти, для покрытия расходов бюджета РК (breakeven Fiscal Oil Price) достигла до $88,7 за баррель!
К середине 2011 года бюджет страны довольствовался ценой $56,8.
Снижение зависимости в период с 2008 по 2014 год, вероятно, объясняется мультипликативным влиянием на всю экономику высоких цен на нефть - на этой волне произошло увеличение доходов ненефтяного сектора, и, соответственно, роста налоговых платежей.
Напомним, что среднегодовая цена нефти в 2008 году сложилась на уровне $96,9; 2009 – $61,7; 2010 – $79,6; 2011 - $111,3; 2012 - $111,6; в 2013 – $108,7; и 2014 – $98,9.
Дальше зависимость бюджета РК от уровня цен на нефть вновь начала расти.
В 2015 году (в год падения среднегодовой цены нефти до $52,3 и начала свободного плавания курса тенге - С.А.) необходимая цена нефти для покрытия расходов бюджета РК вновь выросла до $88,1, а к началу 2016 года составила $82,7.
То есть, чтобы бюджет страны формировался на «здоровой» основе (без вливаний со стороны Национального фонда) в 2016 году ему нужна была цена нефти на уровне $82,7! А, как известно, среднегодовая цена нефти в том же 2016, сложилась лишь на уровне $43,7.
Эти данные также свидетельствуют о том, что правительство РК так и не смогло реализовать контрцикличную бюджетную политику. Цель которой − отвязать расходы бюджета РК от нестабильных нефтяных поступлений и заместить их доходами не связанных с нефтяным секторов экономики РК.
Как с зависимостью у других?
Теперь для сравнения, посмотрим проблему бюджетной нефтезависимости по другим нефтяным странам.
Для этого составим диаграмму №2.
Диаграмма №2. Необходимая цена нефти для покрытия расходов бюджета по некоторым нефтяным странам
Она показывает, что тренд зависимости госбюджета от уровня цен на нефть в этих странах существенно снижается.
В Саудовской Аравии для покрытия расходов бюджета достаточно было до $79,7 за баррель, хотя тремя годами ранее саудиты ориентировались на цену $88,9 для комфортного обеспечения доходов казны; в Азербайджане вообще умерили аппетиты почти на 40 долларов - со $108 в 2013 году до $70 за баррелль в 2016 году;
ОАЭ - с $85,1 (2011 г.) до $58,6 (2016 г.);
Иран - с $98,1 (2011 г.) до $55,3 (2016 г.);
Туркменистан - с $90,9 (2011 г.) до $47 в 2016 г.
Казахстан же, напротив, еще сильнее «подсел» на иглу нефтяных доходов (см. диаграмму №1).
Таким образом, все экономические программы, фискальная политика правительства, не дали конкретных результатов по ослаблению зависимости экономики и бюджета от цен на нефть.
Дальше перейдем к рассмотрению структур бюджетов РК с целью выяснить, как же правительство выходит из этой ситуации и к чему она привела.
Иерархия финансовой пирамиды
Начнем со структуры доходной части местных бюджетов за 2017 г., затем рассмотрим структуру источников формирования республиканского бюджета.
Так, согласно закону «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы», в 2017 году в виде субвенций из республиканского бюджета в областные было передано 1,5 триллиона тенге! Получателями помощи стали 12 регионов из 16.
(Субвенция (от лат. subvenire — «приходить на помощь») — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определённый срок на конкретные цели - С.А.).
Для наглядности составим диаграмму №3.
Диаграмма №3. Данные по областям РК, которым выделяются субвенции в 2017 году из республиканского бюджета.
Сумма финансовой помощи по крупным областям выросла до 149,0 млрд (Жамбылская, Алматинская области), ВКО - 154,2 млрд, областной бюджет ЮКО получает 368,8 миллиардов тенге!
Далее, определим, какой удельный вес занимают эти субвенции в доходной части бюджета областей, показывающий степень их зависимости от них.
Результаты отразим в диаграмме №4.
Диаграмма №4. Отношение субвенций, выделяемых в 2017 г из Республиканского бюджета к фактическим данным доходной части местных бюджетов 2016 г.
Как видно из диаграммы, выделяемые субвенции в 2017 году из республиканского бюджета в доходной части местных бюджетов составляют от 27,1% до 67,6%!
При таком высоком удельном весе субвенций в бюджетах областей, вероятно, эти деньги трансформируются в дотации, так как возможности регионов по возврату таких крупных сумм, очень низки.
К тому же Закон о республиканском бюджете на 2017 год не предусматривает нужных условий по субвенциям, таких как конкретные цели и срок возврата.
Кроме того, указанным законом предусмотрено распределение текущих трансфертов местным бюджетам на 2017 год на основании решений правительства РК.
Таким образом, удельный вес сумм субвенций и трансфертов по отдельным регионам может доходить до 70−80% доходной части их бюджетов.
Статус донора республиканского бюджета в 2017 году имели всего 4 региона: Мангистауская область (19,5 млрд тенге), город Астана (29,0 млрд тенге), Атырауская область (93,1 млрд тенге) и Алматы (95,2 млрд тенге).
Все покроет Нацфонд
В заключительной части изучим структуру самого республиканского бюджета для того, чтобы увидеть, откуда он сам черпает доходы для покрытия собственных расходов и щедрых субвенций областям.
Диаграмма №5. Структура источников формирования республиканского бюджета на 2017 г.
Как видно из диаграммы №5, в структуре источников формирования доходной части республиканского бюджета налоговые поступления в 2017 году составят лишь 50,1% (в 2006 году их доля составляла 90,3%!).
Недостающая сумма будет покрыта из Национального фонда, и его доля в структуре доходов республиканского бюджета достигнет 46,2%!
Таким образом, и республиканский бюджет, и 12 областных бюджетов РК висят на Национальном фонде.
В сущности, безрезультатная диверсификация экономики и непреодоленная высокая зависимость от цен на нефть затянули бюджетную систему в финансовую пирамиду.
У основания этой пирамиды оказался Национальной фонд.
А между тем, Национальный фонд за три года - с августа 2014 по декабрь 2017 года сократился на $20,2 миллиарда и составил всего $57,0 миллиардов.
В ближайшие годы цена нефти вряд ли поднимется выше $80.
А вся эта система, сложившаяся при высоких ценах на нефть, при невысоких ценах будет держаться ровно столько, сколько хватит денег в Национальном фонде.
Коллаж: Total.kz.