МММ по-казахски, или Что останется будущему поколению

16873 просмотров
0
Слям АХМЕТОВ
Понедельник, 18 Дек 2017, 14:20

Как непреодолимая нефтезависимость превращает бюджетную систему в финансовую пирамиду

Читайте предыдущую статью Сляма АХМЕТОВА «Ставка больше, чем жизнь».

Государственный бюджет является особым инструмент фискальной политики.

Ее эффективная реализация очень значима для экономики РК, учитывая незначительное влияние на нее банков, фондового рынка как рыночных институтов.

Фискальная политика запускается путем увеличения государственных расходов и снижения налогов.

Классики экономической науки отвергают значимость фискальной политики, а кейсианцы, наоборот, считают, что ее необходимой для стабилизации экономики в период кризисных явлений.

Но вернемся к нашей реальности.

Читайте также
Слям Ахметов: Нужно отказаться от помощи "дырявым" банкам

Стратегические планы щедро финансировались

Начнем с рассмотрения результативности фискальной политики правительства РК, через изменения качества доходной части бюджета.

Итак, самые крупные расходы правительство РК осуществило в период кризиса 2008-2009 гг.

По разным оценкам антикризисный пакет того периода "весил" около 10-15% ВВП или порядка $15,0 млрд (официальных данных, сколько денег и из каких источников все же было израсходовано, нет – С.А.).

Кроме того, задолго до кризиса, правительство уже работало над реализацией различных программ и стратегии по развитию экономики страны (Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы; Стратегический план развития РК до 2020 года: качественный рост через модернизацию, программа форсированного индустриально-инновационного развития и т.д.).

Через реализацию этих программ предполагалось создать диверсифицированную экономику и ослабить на нее влияние цен на нефть.

Все эти стратегические планы щедро финансировались из бюджета.

Расходы республиканского бюджета на воплощение в жизнь проектов, других программ и преодоление кризиса с 2009 по 2017 год выросли с 3,1 трлн тенге до 10,7 трлн тенге, то есть в 3,5 раза.

Теперь мы подошли к самому важному.

Читайте также
Как правильно уничтожить рыночную экономику

Хотели одно, а вышло другое

Один из самых главных результатов, ожидавшихся от реализации всех этих программ − качественное улучшение структуры доходной части бюджета, то есть ослабление зависимости его от цен на нефть.

Чтобы понять, как все получилось на практике, рассмотрим диаграмму №1, которая составлена на основе расчетов Международного Валютного Фонда.

Диаграмма №1. Необходимая цена нефти для покрытия расходов бюджета РК

Читайте также
Страна в залоге

Она показывает, как доходы, возникшие благодаря росту цен на нефть в докризисный период, повлияли на формирование бюджета.

Пик «нефтяной» зависимости бюджета пришелся на 2008 год, где  необходимая цена нефти, для покрытия расходов бюджета РК (breakeven Fiscal Oil Price) достигла до $88,7 за баррель!

К середине 2011 года бюджет страны довольствовался ценой $56,8.

Снижение зависимости в период с 2008 по 2014 год, вероятно, объясняется мультипликативным влиянием на всю экономику высоких цен на нефть - на этой волне произошло увеличение доходов ненефтяного сектора, и, соответственно, роста налоговых платежей.

Напомним, что среднегодовая цена нефти в 2008 году сложилась на уровне $96,9; 2009 – $61,7; 2010 – $79,6; 2011 - $111,3; 2012 - $111,6; в 2013 – $108,7; и 2014 – $98,9.

Дальше зависимость бюджета РК от уровня цен на нефть вновь начала расти.

В 2015 году (в год падения среднегодовой цены нефти до $52,3 и начала свободного плавания курса тенге - С.А.) необходимая цена нефти для покрытия расходов бюджета РК вновь выросла до $88,1, а к  началу 2016 года составила $82,7.

То есть, чтобы бюджет страны формировался на «здоровой» основе (без вливаний со стороны Национального фонда) в 2016 году ему нужна была цена нефти на уровне $82,7! А, как известно, среднегодовая цена нефти в том же 2016, сложилась лишь на уровне $43,7.

Эти данные также свидетельствуют о том, что правительство РК так и не смогло реализовать контрцикличную бюджетную политику. Цель которой −  отвязать расходы бюджета РК от нестабильных нефтяных поступлений и заместить их доходами не связанных с нефтяным секторов экономики РК.

Как с зависимостью у других?

Теперь для сравнения, посмотрим проблему бюджетной нефтезависимости по другим нефтяным странам.

Для этого составим диаграмму №2.

Диаграмма №2. Необходимая цена нефти для покрытия расходов бюджета по некоторым нефтяным странам

Читайте также
Контрцикличная профанация

Она показывает, что тренд зависимости госбюджета от уровня цен на нефть в этих странах существенно снижается.

В Саудовской Аравии для покрытия расходов бюджета достаточно было до $79,7 за баррель, хотя тремя годами ранее саудиты ориентировались на цену $88,9 для комфортного обеспечения доходов казны; в Азербайджане вообще умерили аппетиты почти на 40 долларов - со $108 в 2013 году до $70 за баррелль в 2016 году;

ОАЭ  - с $85,1 (2011 г.) до $58,6 (2016 г.);

Иран  - с $98,1 (2011 г.) до $55,3 (2016 г.);

Туркменистан - с $90,9 (2011 г.) до $47 в 2016 г.

Казахстан же, напротив, еще сильнее «подсел» на иглу нефтяных доходов (см. диаграмму №1).

Таким образом, все экономические программы, фискальная политика правительства, не дали конкретных результатов по ослаблению зависимости экономики и бюджета от цен на нефть.

Дальше перейдем к рассмотрению структур бюджетов РК с целью выяснить, как же правительство выходит из этой ситуации и к чему она привела.

Иерархия финансовой пирамиды

Начнем со структуры доходной части местных бюджетов за 2017 г., затем рассмотрим структуру источников формирования республиканского бюджета.

Так, согласно закону «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы», в 2017 году в виде субвенций из республиканского бюджета в областные было передано 1,5 триллиона тенге! Получателями помощи стали 12 регионов из 16.

(Субвенция (от лат. subvenire — «приходить на помощь») — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определённый срок на конкретные цели - С.А.).

Для наглядности составим диаграмму №3.

Диаграмма №3. Данные по областям РК, которым выделяются субвенции в 2017 году из республиканского бюджета.

Сумма финансовой помощи по крупным областям выросла до 149,0 млрд (Жамбылская, Алматинская области), ВКО - 154,2 млрд, областной бюджет ЮКО получает 368,8 миллиардов тенге!

Далее, определим, какой удельный вес занимают эти субвенции в доходной части бюджета областей, показывающий степень их зависимости от них.

Результаты отразим в диаграмме №4.

Диаграмма №4. Отношение субвенций, выделяемых в 2017 г из Республиканского бюджета к фактическим данным доходной части местных бюджетов 2016 г.

Читайте также
История падения тенге

Как видно из диаграммы, выделяемые субвенции в 2017 году из республиканского бюджета в доходной части местных бюджетов составляют от 27,1% до 67,6%!

При таком высоком удельном весе субвенций в бюджетах областей, вероятно, эти деньги трансформируются в дотации, так как возможности регионов по возврату таких крупных сумм, очень низки.

К тому же Закон о республиканском бюджете на 2017 год не предусматривает нужных условий по субвенциям, таких как конкретные цели и срок возврата.

Кроме того, указанным законом предусмотрено распределение текущих трансфертов местным бюджетам на 2017 год на основании решений правительства РК.

Таким образом, удельный вес сумм субвенций и трансфертов по отдельным регионам может доходить до 70−80% доходной части их бюджетов.

Статус донора республиканского бюджета в 2017 году имели всего 4 региона: Мангистауская область (19,5 млрд тенге), город Астана (29,0 млрд тенге), Атырауская область (93,1 млрд тенге) и Алматы (95,2 млрд тенге).

Все покроет Нацфонд

В заключительной части изучим  структуру самого республиканского бюджета для того, чтобы увидеть, откуда он сам черпает доходы для покрытия собственных расходов и щедрых субвенций областям.

Диаграмма №5. Структура источников формирования республиканского бюджета на 2017 г.

Как видно из диаграммы №5, в структуре источников формирования доходной части республиканского бюджета налоговые поступления в 2017 году составят лишь 50,1% (в 2006 году их доля составляла  90,3%!).

Читайте также
Слям Ахметов: Экономику погубят плохие кредиты

Недостающая сумма будет покрыта из Национального фонда, и его доля в структуре доходов республиканского бюджета достигнет 46,2%!

Таким образом, и республиканский бюджет, и 12 областных бюджетов РК висят на Национальном фонде.

В сущности, безрезультатная диверсификация экономики и непреодоленная высокая зависимость от цен на нефть затянули бюджетную систему в финансовую пирамиду.

У основания этой пирамиды оказался Национальной фонд.

А между тем, Национальный фонд за три года - с августа 2014 по декабрь 2017 года сократился на $20,2 миллиарда и составил всего $57,0 миллиардов.

В ближайшие годы цена нефти вряд ли поднимется выше $80.

А вся эта система, сложившаяся при высоких ценах на нефть, при невысоких ценах будет держаться ровно столько, сколько хватит денег в Национальном фонде.

Коллаж: Total.kz.

Загрузка...
финансовый консультант
- Нет никакой мотивации привлекать инвестиции, когда государство само выделяет деньги, само их тратит и само наказывает за их растрату.
Нагорный Карабах: тридцать лет войны
Межнациональный конфликт глазами стороннего наблюдателя
Всё началось с Мамина
За что в МВД не любят Рыб, Дев и Овнов
Кто рулит на китайской границе
Почему отмена конвенционного запрета мало влияет на ситуацию с заторами на пограничных переходах с Китаем
Особенности смертельных ДТП с участием карагандинских полицейских
Как после совершения аварии потребовать компенсации за незаконное увольнение и уйти на пенсию по выслуге лет
В каскеленской больнице заварили качели
С Covid-19 у нас проблемы, скорее всего, будут большие
Как павлодарский судья переспорил местных психиатров
Медики признали женщину, искромсавшую мужа двумя ножами, вменяемой
Больше свободы – больше бензина
В Казахстане пройдёт первый в истории страны электронный аукцион по продаже права недропользования
Общественники проверили школы Актюбинской области
Визиты проверяющих были для директоров школ неожиданными. Результаты рейдов общественников ошарашили
На коммунальных платежах можно сэкономить до 7 тысяч тенге
Подсчитайте на калькуляторе Ratel.kz свои льготы и узнайте, как их можно получить
Люки разные нужны
В моей коллекции городских люков самый "древний" датирован 1937-м годом. Вот я и задумалась – а есть ли ещё старше?
"А чего добился я?!"
Рецензия на фильм "Агент Ева", 2020 г., режиссёр Тейт Тейлор, в главной роли – Джессика Честейн
Беспорядки в центре Нью-Йорка
3 ноября, судя по всему, полыхнёт во многих штатах страны
Падение цен на нефть, негативные ожидания и геополитика давят на валюты развивающихся рынков
29 октября торги парой USDKZT на KASE открылись на уровне 432,10 тенге за доллар
Почему кыргызы каждый раз поджигают Белый дом
В Кыргызстане народ в растерянности - то он источник власти, то источник богатства новых властей
IPO Kaspi - вещь совершенно невероятная по крутости
Kaspi удалось, как Колобку - медведя и волка, уговорить признать их не банком, а "экосистемой"
О власти
Мы разучились уважать власть. А власть перестала быть профессиональной
Насколько Казахстану доступны современные технологии
Они нужны, но для их доступности мало, что делается
Выучить казахский язык. Часть 21
На Ratel.kz - автор самоучителя "Ситуативный казахский" с собственной методикой изучения государственного языка
Укрощенье реки и судьба человека
Василий Казначеев работал на Капчагайской ГЭС с самого первого дня
Ключи
Назгуль достала из шкафа с кружевным бельём упаковку с таблетками и проглотила без воды две штуки
Бывают случаи
Однажды в девяностых…
Не пустим Сашу Барона Коэна в Казахстан
Если мы запретим Бората, с нас сойдёт проклятье этого фильма, и в Казахстане сразу решится масса проблем
Пора признать голод 30-х годов в Казахстане геноцидом
Целая нация чуть не погибла из-за коллективизации
Социализм – муэрте
- Автор прав! Казахстану, также как Беларуси и Украине, нужна реформа судебной и избирательной системы. Судьи должны избираться, как в западных странах, а на назначаться лидером исполнительной ветви власти. Еще 250 лет назад Шарль Луи Монтескьё писал в книге "Дух законов", что судебная ветвь власти должна быть независимой от исполнительной ветви власти, чтобы судьи судили по закону, а не по указанию чиновников - которые могут уволить судью...
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Почему так не справедливо!! Кто нуждается он не получить накопительный, Хотя маленький часть, Я САМА ЛИчно нуждаюсь, надеялась получу, кредит заплачу!!Потребительский кредит брала, на квартиру купить, а теперь из за карантина еле как живем и платим, залезли еще в долг!! У кого Большие зарплата и так не нуждается!!
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Какую сумму я могу получить? От редакции: https://ratel.kz/raw/pensionnyj_kalkuljator_skolko_deneg_vy_smozhete_zabrat_iz_enpf
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Қанша акша алуға болады От редакции:БЖЗҚ-дағы өз жинағыңызды қалай тексеруге және оның қанша бөлігін алуға болады. Сiлтеме - https://ratel.kz/raw/bzhz_day_z_zhinayyzdy_alaj_tekseruge_zhne_ony_ansha_bligin_alua_bolady
Неэффективные приоритеты чиновников
- Я не против спорта, но пусть спортсмены живут за свой счёт. Пусть собирают огромные стадионы зрителей как "Барселона", "Реал", "Челси" и сами зарабатывают себе на жизнь. Почему они в нашей стране должны жить за счёт пенсионеров, учителей, врачей.
В Минэкологии РК составили карту загрязнения городов Казахстана
- В Павлодаре низкий уровень загрязнения??? Тот, кто эту карту составлял, хоть раз там был?