Бескомпромиссные потомки назовут этот период эпохой упущенных возможностей
Окончание. Читайте здесь «Мины под будущим»: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7
В прошлых частях своих заметок о рисках, ожидающих будущие поколения Казахстана, политолог Талгат КАЛИЕВ оценил текущие и будущие проблемы в аграрном секторе, связанные со стихийной урбанизацией и нашим отношением к вопросам охраны окружающей среды, реформирования госаппарата и менеджмента нацкомпаний, гигантского внешнего долга и катастрофического износа инфраструктуры, религиозного и политического радикализма.
Ассамблея песни и пляски народа Казахстана
По советской традиции у нас принято отождествлять термины «нация» и «этнос». На самом деле национальное строительство - это формирование единой политической нации, гражданского общества, объединенных единым гражданским самосознанием, высокой степенью идентификации себя с собственным государством. Далее предполагается общая территория, язык, культура. И это вовсе не означает отсутствие права на существование и применение других языков и культур, но и не допускает пренебрежения государственным языком.
Вместе с тем этот вопрос распространяется далеко за рамки сферы применения языка. Острота дискуссий на мировоззренческие и общественные темы свидетельствует о чрезвычайной актуальности вопроса политической нации и гражданского общества.
Именно этим и обусловлены многочисленные скандалы с «золотой молодежью», участившиеся в обществе конфликты, рост экстремистских настроений и многое другое.
Зрелое общество способно генерировать собственную систему морально-ценностных ориентиров, своевременно обновлять и адаптировать ее под современную ситуацию, тем самым обеспечивать устойчивость общественных отношений. Говоря проще, в здоровом обществе всегда присутствует свой набор ценностей, понимания границ между добром и злом и отлаженные механизмы воспитания детей и передачи этих ценностей следующим поколениям. Можем ли мы похвастать этим сегодня? Есть ли ценности, принимаемые всеми без исключения членами нашего общества?
Признаем откровенно, сегодня общество поделено на огромное множество самых различных страт – по социальному, мировоззренческому, культурному, языковому и многим другим признакам. К этому следует прибавить и катастрофический уровень разрыва между бедными и богатыми. Особую роль в этом сыграла упоминавшаяся в одном из прежних материалов цикла стихийная миграция, в ходе которой окраины городов заполонили предоставленные сами себе переселенцы из числа наших сограждан.
Нельзя не упомянуть огромное количество мужчин, занятых частным извозом, которые целыми днями убивают на пятачке время в ожидании клиента, чтобы заработать на перемещении его из пункта А в пункт Б. И, по сути, деградируют. Их армию можно считать одним из отражений нашей экономики, в которой значительная часть экономически активных граждан занята не производством, хотя именно в способности превратить население в производительную силу и заключается один из секретов здоровой и успешной экономики.
За 25 лет не удалось изжить и патернализм. Шансы на избавление от него были, когда население стало зарабатывать деньги самостоятельно. Но возврат к чрезмерному доминированию государства в экономике и монополизации ее ключевых сфер привели к нерентабельности бизнеса, не связанного с господрядами. В результате этого вновь повысилась зависимость граждан от воли государства, возродившая умиравший было патернализм в еще более извращенной форме. Можно ли в этой ситуации говорить о полноценном гражданском обществе?
Аналогична ситуация и с формированием политической нации. Конфликт между Россией и Западом, Россией и Турцией обнажил наличие в нашей стране совершенно разных групп граждан, имеющих диаметрально противоположные ценностные ориентиры и противоречащие друг другу картины мира. Это не позволяет дать однозначного ответа на вопрос о готовности всех граждан встать на защиту своего государства, связывать с ним свое будущее, пожертвовать личными интересами или даже жизнью во имя страны.
Еще более остро стоит вопрос о сфере применения государственного языка. За 25 лет так и не создана четкая инфраструктура для обучения государственному языку, не обнародован внятный план по его внедрению в делопроизводство и расширению сферы его применения. Сроки по полному переходу на государственный язык неоднократно смещались, выросли новые поколения граждан, так и не овладевших им и не испытывающих в этом особой необходимости. В результате сформировалось мощное противодействие этому процессу, преодолеть которое сейчас намного сложнее, чем в 90-ые годы, когда граждане, не владеющие языком, стремились отдавать детей в казахские школы и детские сады, а также искали возможности для самостоятельного его изучения.
Именно этим и объясняются периодически вспыхивающие межнациональные конфликты в регионах, когда за вину отдельного преступника устраиваются погромы против всей этнической группы, к которой принадлежал виновник. Поскольку песни и пляски Ассамблеи народа Казахстана, а также представительство его членов парламенте так и не решили главного вопроса – полноценной интеграции диаспор в политическую нацию, сохранив их в качестве культурных и политических анклавов на и без того крайне неоднородном теле нации.
Вне всякого сомнения, этот вопрос будет для будущих поколений одним из наиболее актуальных, поскольку от него зависит целостность государства и его потенциальная устойчивость в условиях новых угроз и вызовов.
В этом году мы отмечаем 25-летие своей Независимости. Мы откликнулись на призыв премьер-министра Карима МАСИМОВА вместе подвести итоги этого периода. Безусловно, проделана серьезная работа, построена столица, проложены некоторые дороги, делимитирована граница со всеми соседями. Но есть и много упущений, список которых распространяется далеко за пределы перечисленных в этом цикле рисков. И нам кажется, что справедливей и полезней будет не упиваться достижениями, а обратить внимание на недостатки, которые пусть и гигантскими усилиями, но все еще возможно устранить. В противном случае бескомпромиссные потомки назовут этот период эпохой упущенных возможностей.