Следующим поколениям придется заново решать проблему полного обновления и реконструкции инфраструктуры
Продолжение. Читайте здесь «Мины под будущим»: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
В прошлых частях своих заметок о рисках, ожидающих будущие поколения Казахстана, политолог Талгат КАЛИЕВ оценил текущие и будущие проблемы в аграрном секторе, связанные со стихийной урбанизацией и нашим отношением к вопросам охраны окружающей среды, реформирования госаппарата и армии менеджмента нацкомпаний и гигантского внешнего долга.
Изношенная страна
По данным Агентства по делам строительства и ЖКХ за 2009 год, износ очистных сооружений и теплосетей составлял 73%. Как сообщало в 2013 году Министерство транспорта и коммуникаций, износ транспортной инфраструктуры и парка транспортных средств варьируется от 40 до 100%. По данным на текущий год, 22% автомобильных дорог областного значения находится в аварийном состоянии. Информации о состоянии дорог районного и местного значения найти не удалось.
Эти показатели позволяют достаточно четко представить состояние кровеносной и системы жизнеобеспечения страны и ее экономики.
В области восстановления транспортной инфраструктуры еще можно отметить свет в конце тоннеля, опираясь на программу «Нурлы жол» и программу реконструкции магистральных сетей АО «НК «Казахстан темир жолы». Впрочем, даже самые качественные дороги уровня автобана Астана - Бурабай подвергаются регулярному ремонту, что дает основания усомниться в их первоначальном качестве и четком соблюдении технологических стандартов. Известно и удручающее состояние дорог районного и местного значения, которые не являются приоритетом программы «Нурлы жол». В России дорожники утверждают, что каждый не вложенный в ремонт дорог рубль через год оборачивается тремя рублями убытков. Сложно представить объем этих убытков при запустении дорог до аварийного состояния.
В сфере износа основных средств коммунального хозяйства повода для оптимизма тоже не так много. Львиная доля этих объектов была подвернута разгосударствлению еще на заре независимости, однако новые владельцы, судя по всему, серьезных инвестиций в обновление инфраструктуры не делали. Хотя при каждом повышении тарифов именно необходимость этих инвестиций становится одним из ключевых аргументов. Сегодняшний уровень износа достиг той критической отметки, когда не вложенный сегодня тенге может обернуться миллионным ущербом.
Как сообщил еще два года назад глава государства, модернизация ЖКХ требует не менее одного триллиона тенге. На эти цели в рамках программы «Нурлы жол» планировалось выделять по 200 млрд тенге в год. По истечении двух лет имело бы смысл подвести промежуточные итоги реализации этого проекта, но больше материалов в СМИ на заданную тему не обнаружено. А учитывая всепроникающий уровень коррупции, нет гарантий, что все средства будут освоены добросовестно и в соответствии с целевыми программами.
Нельзя забывать и о качестве строительства новых объектов. Все мы помним об экспериментах с алюкобондом, керамогранитом и прочими облицовочными материалами. Первый, как оказалось, горел подобно картону, второй – падал с высоток, уничтожая припаркованные рядом автомобили. Лишь по счастливой случайности эти плитки не упали на головы людей. Однако не помешает вспомнить и о недавнем обрушении стекла с высотки комплекса «Нурлытау» в Алматы и облетевших страну кадрах с израненной девушкой.
В одном из прошлых материалов цикла упоминалось о влиянии используемого сейчас топлива на экологию страны. Не самым благоприятным образом устаревшие виды топлива отражаются и на состоянии инфраструктуры. И раз уж планируется выделение гигантских средств на модернизацию ЖКХ, почему бы не осуществить последовательный перевод его на современные, экологически безопасные виды топлива с внедрением более прогрессивных и износостойких технологических циклов? Иначе следующим поколениям, если они всерьез озаботятся задачей обустроить страну, придется заново решать проблему полного обновления и реконструкции инфраструктуры. Или, как и нам, довольствоваться латанием дыр, поскольку задача может оказаться неподъемной.