Чего ждать Казахстану от президентских выборов в США
* Проклятие «северного соседа»
* «Слон» в посудной лавке
* Кого лягнет «осел»?
Проклятие «северного соседа»
В отличие от России, которая не скрывает своих симпатий к Дональду ТРАМПУ как к кандидату в президенты США, рассчитывая с его приходом к власти решить свои внешнеполитические проблемы с Белым домом, в Казахстане довольно спокойно наблюдают за ходом избирательной кампании в США.
У Акорды довольно большой опыт сотрудничества как с республиканцами, так и с демократами. По мнению Астаны, «ослы» или «слоны» приходят и уходят из Белого дома, в то время как американский нефтегазовый бизнес в Казахстане (имеющий сильных лоббистов как среди республиканцев, так и демократов), пока все еще остается.
Энергоресурсы - один из ключевых факторов сотрудничества Вашингтона и Астаны в течение долгого времени. Еще в 1997 году была подписана Хартия об экономическом партнерстве, где Казахстан был определен как геостратегически важный партнер США в Центральной Азии в сфере торговли и инвестиционных проектов.
С начала 90-х годов объем прямых инвестиций из США в Казахстан составил около $30 млрд. Значительная часть этих средств пошла именно в добывающий сектор республики.
Для Казахстана важно использовать США в качестве дополнительного гаранта безопасности своего суверенитета, особенно после вывода ядерного оружия.
С точки зрения американских интересов, Казахстан не только важный источник энергетических ресурсов (как прикаспийское государство), но также является ключевым игроком в рамках обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии наряду с Узбекистаном.
К тому же и республиканцев, и демократов устраивает гибкая многовекторная политика Казахстана.
После событий 11 сентября 2001 года в отношениях между двумя государствами усилился акцент в сфере безопасности. Еще с 1994 года Казахстан начал участвовать в программе НАТО «Партнерство во имя мира», а с 2003 года в Казахстане проводятся ежегодные американо-казахстанские военные учения «Степной орёл».
В том же году Казахстан направил в Ирак свой небольшой воинский контингент в рамках международной военной коалиции во главе с США. С 2006 года казахстанско-американские отношения приобрели статус стратегического партнерства. В пользу этого говорит тот факт, что именно с Казахстаном в регионе у США существует такой формат взаимодействия, как «Комиссия по стратегическому партнерству».
Впрочем, в Астане должны понимать, что нынешняя избирательная кампания в США проходит в немного иной геополитической обстановке на постсоветском пространстве. Обстоятельства изменились после событий в Украине, начала новой «холодной войны», а также экономических санкций в отношениях между Россией и Западом и создания Евразийского экономического союза.
Победа того или иного кандидата в президенты США может повлиять на Казахстан не напрямую, а косвенно, через нашу тесную привязку к России, как в рамках ЕАЭС, так и через ОДКБ. Тем более что в избирательных внешнеполитических программах двух кандидатов в президенты США нашему «северному соседу» отводится особое место.
«Слон» в посудной лавке
Рассчитывая на победу республиканского «слона», Россия надеется на быструю отмену американских экономических санкций в рамках провозглашенной Дональдом Трампом политики «внешнеполитического реализма». Как отметил российский политтехнолог Глеб ПАВЛОВСКИЙ: «В кремлевской машине все еще присутствует этот старый призрак, убежденность в том, что более консервативно настроенные, более антилиберальные кандидаты проявляют большую готовность к переговорам».
Кремль явно воодушевили слова Д. Трампа по поводу России: «Я верю в то, что снижение напряженности и улучшение отношений с Россией – да, с позиции силы – возможно. Здравый смысл подсказывает, что нынешний период вражды должен закончиться». Чуть позже Трамп заявил, что США должны отказаться от бессмысленных вложений в войска и базы за рубежом и, в первую очередь, заняться решением внутренних проблем. Также он отметил, что, если станет президентом, не будет помогать странам Балтии против «российской агрессии», если те не будут выполнять свои обязательства перед США.
После всех этих слов Кремль стал наивно рассчитывать на то, что именно Дональд Трамп начнет политику сокращения глобального присутствия США на международной сцене, больше концентрируясь на внутренних американских проблемах на основе принципа изоляционистов: «Америка - прежде всего».
Но западный мир это не только США. Из-за ухудшения ситуации в Сирии позиции европейских сторонников ужесточения санкций против России наоборот укрепились.
Что касается Казахстана, то для нашей республики, конечно, было бы более выгодно прекращение торговых войн между Россией и странами Запада, так как от этого страдает и наша экономика. Неудивительно, что в выступлениях главы Казахстана часто звучит критика в адрес «войны санкций», которая вредит всем сторонам конфликта. Введение российских санкций на импорт из ЕС, США и их партнеров даже привело к ухудшению взаимоотношений внутри ЕАЭС, так как Казахстан и Белоруссия не поддержали этот шаг.
Астана считала, что запрет на импорт некоторых видов продукции - односторонняя мера России, которая не предполагает вовлечения других стран-членов ЕАЭС. При этом отмена американских экономических санкций против России для Астаны менее важны, чем отмена таких санкций со стороны европейских стран, так как, по данным аналитической службы Energyprom.kz, 38% внешнего товарооборота Казахстана ориентировано именно на страны Европейского союза, тогда как на ЕАЭС приходится только 21% товарооборота.
С другой стороны, гипотетическая победа Дональда Трампа несет и определенные проблемы для Казахстана, так как Москва будет это воспринимать как полный карт-бланш своей политики «собирания земель» на постсоветском пространстве без учета интересов своих ближайших соседей.
Действия России в Украине и их негативные последствия для партнеров Москвы по ЕАЭС уже хорошо это продемонстрировали. Хотя и Белоруссии, и Казахстану, как, впрочем, и другим сверхпрезидентским системам на постсоветском пространстве, явно мог понравиться тезис Д. Трампа: «Все неприятности начались с того, что мы приняли на вооружение опасную идею о том, что мы можем построить подобие западных демократий в странах, которые или не готовы, или не хотят стать западными демократиями».
Кого лягнет «осел»?
В то же самое время победа Хиллари КЛИНТОН имеет риски усугубить конфронтацию США и России, что также не выгодно Астане, так как это может повлиять на традиционную многовекторную политику, которая работает только при наличии баланса сил между крупными геополитическими игроками.
К тому же именно Хиллари Клинтон в 2012 года объявила ЕАЭС реинкарнацией Советского Союза, заявив: «Мы отмечаем некий сдвиг в сторону повторной советизации региона, но, конечно, это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, Евразийским союзом или что-то в этом роде. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это».
Понятно, что это был выпад против Кремля, но вся проблема в том, что Акорда искренне считает ЕАЭС именно своим детищем, даже несмотря на явные проблемы в его развитии. Стоит ожидать, что с приходом Хиллари Клинтон в Белый дом внешняя политика США по отношению к ЕАЭС может еще больше ужесточиться. Тем более что кандидат в президенты от демократов продолжает продвигать традиционную концепцию американской «исключительности».
С другой стороны, Х. Клинтон, как реалист и опытный дипломат, понимает, что полностью доминировать на постсоветском пространстве США не смогут. И максимум, на что может рассчитывать Вашингтон, так это сохранение некоего баланса геополитических сил на постсоветском пространстве, чтобы не потерять это пространство полностью. По мнению американских экспертов, с точки зрения Х. Клинтон, у США в списке потенциальных угроз находятся геополитические вызовы «увядающей» России и «поднимающегося» Китая. То есть двух государств, которые являются ближайшими соседями и стратегическими партнерами Казахстана.
Ряд аналитиков отмечают, что внешнеполитическая программа Х. Клинтон, именуемая как «политика позитивных действий», включает такой элемент, как «перебалансировка», под которой имеется в виду усиление американского присутствия в тех регионах мира, где баланс сил смещается не в пользу США. Кстати, уже при Бараке Обаме начались некоторые попытки со стороны США этот баланс восстановить, когда Вашингтоном для всей Центральной Азии была предложена новая форма взаимоотношений с США в рамках формата «С5+1» (пять стран ЦА+США).
Фото: sq.com.ua