"Лукойл": минус Европа, плюс Казахстан

4102 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 16 Апр 2024, 13:30

В Казахстан приходит российская франшиза АЗС

"Лукойл" объявил о старте продаж своей франшизы АЗС в Казахстане – первая такая станция уже открылась на днях в стране.

Читайте также
"Лукойл" и "КазМунайГаз" закрывают совместный нефтеразведочный проект на Каспии

Хотя, если быть точным, первая заправка в корпоративных цветах российской компании была открыта в Алматы еще в 1995 году на перекрестке улиц Жандосова и Розыбакиева. "Лукойл" был одним из первых инвесторов в нефтегазовую отрасль Казахстана и пользовался тогда покровительством министра нефти и газа Нурлана БАЛГИМБАЕВА. Который весной 1995 года подписал с основным акционером и президентом "Лукойла" Вагитом АЛЕКПЕРОВЫМ всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве.

Развитие сети фирменных АЗС в этом сотрудничестве было лишь десертом, а в качестве основного блюда – создание СП в нефтедобыче, совместная геологоразведка на Каспийском шельфе и строительство завода по производству смазочных масел на базе Атырауского НПЗ.

В качестве вклада в совместное предприятие Казахстан передал российской компании часть запасов месторождения Кумколь в Кызылординской области. "Лукойл", в свою очередь, отдал в лизинг миннефтегазу самолет ЯК-42 с оборудованным по спецзаказу пассажирским салоном, на котором передвигался по республике первый президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

Часть планов, предусмотренных в соглашении, удалось реализовать – хотя и не сказать, что слишком успешно. Все геологоразведочные проекты в казахстанском секторе Каспийского моря для "Лукойла" оказались провальными – найти коммерческие запасы углеводородов не удалось. В конце прошлого года была предпринята еще одна попытка – "Лукойл" купил за 200 млн долларов у "КазМунайГаза" 50% участия в шельфовом проекте "Каламкас-море/Хазар". Здесь неожиданностей быть не должно – эти месторождения уже разведаны, и запасы в них подтверждены и поставлены на баланс.

Читайте также
Нужна ли Магзуму Мирзагалиеву ещё одна головная боль в Европе

Завод по производству смазочных масел "Лукойл" все-таки построил, правда, спустя четверть века – в 2019 году, и не в Атырау, а под Алматы. А вот с заправками как-то не задалось.

Приоритеты изменились после введения антироссийских санкций, которые "Лукойл" ощутил на себе одним из первых – еще в 2014 году. В 2016 году компания продала принадлежащие ей сети АЗС в Польше, Латвии, Литве и на Кипре. А после нового пакета санкций в 2022 году стала избавляться и от более важных активов. Под давлением итальянского правительства россияне были вынуждены продать нефтеперерабатывающий завод ISAB на Сицилии – самый крупный, самый современный и самый прибыльный из всех зарубежных НПЗ компании. К слову, ISAB закрывал 22% потребности итальянского топливного рынка.

Сейчас история повторяется в Болгарии, где с 1998 года компания владеет НПЗ в Бургасе. Болгарский парламент законодательно запретил заводу с 1 марта 2024 года перерабатывать российскую нефть, доставляемую морским путем из Новороссийска. Одновременно власти увеличили с 15% до 60% налог на прибыль завода, и как заявил болгарский министр финансов Асен ВАСИЛЕВ, ставка вернется на уровень 15% только после того, как у НПЗ появится новый собственник.

В условиях потери европейского рынка "Лукойл" обратился к центральноазиатскому. Тем более что в соседнем Узбекистане уже много лет успешно торгует топливом ООО "Лукойл Узнефтепродукт", имеющее сеть собственных АЗС. Именно Узбекистан стал пробой сил в торговле не только бензином, но и франшизами – как уже объявлено, в 2024 году заключены 6 франчайзинговых договоров с узбекскими предпринимателями на открытие фирменных АЗС "Лукойл" в Ташкенте, Бухарской и Навоийской областях.

Теперь франшиза "Лукойла" приходит и в Казахстан.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента