В Казахстан приходит российская франшиза АЗС
"Лукойл" объявил о старте продаж своей франшизы АЗС в Казахстане – первая такая станция уже открылась на днях в стране.
Хотя, если быть точным, первая заправка в корпоративных цветах российской компании была открыта в Алматы еще в 1995 году на перекрестке улиц Жандосова и Розыбакиева. "Лукойл" был одним из первых инвесторов в нефтегазовую отрасль Казахстана и пользовался тогда покровительством министра нефти и газа Нурлана БАЛГИМБАЕВА. Который весной 1995 года подписал с основным акционером и президентом "Лукойла" Вагитом АЛЕКПЕРОВЫМ всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве.
Развитие сети фирменных АЗС в этом сотрудничестве было лишь десертом, а в качестве основного блюда – создание СП в нефтедобыче, совместная геологоразведка на Каспийском шельфе и строительство завода по производству смазочных масел на базе Атырауского НПЗ.
В качестве вклада в совместное предприятие Казахстан передал российской компании часть запасов месторождения Кумколь в Кызылординской области. "Лукойл", в свою очередь, отдал в лизинг миннефтегазу самолет ЯК-42 с оборудованным по спецзаказу пассажирским салоном, на котором передвигался по республике первый президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ.
Часть планов, предусмотренных в соглашении, удалось реализовать – хотя и не сказать, что слишком успешно. Все геологоразведочные проекты в казахстанском секторе Каспийского моря для "Лукойла" оказались провальными – найти коммерческие запасы углеводородов не удалось. В конце прошлого года была предпринята еще одна попытка – "Лукойл" купил за 200 млн долларов у "КазМунайГаза" 50% участия в шельфовом проекте "Каламкас-море/Хазар". Здесь неожиданностей быть не должно – эти месторождения уже разведаны, и запасы в них подтверждены и поставлены на баланс.
Завод по производству смазочных масел "Лукойл" все-таки построил, правда, спустя четверть века – в 2019 году, и не в Атырау, а под Алматы. А вот с заправками как-то не задалось.
Приоритеты изменились после введения антироссийских санкций, которые "Лукойл" ощутил на себе одним из первых – еще в 2014 году. В 2016 году компания продала принадлежащие ей сети АЗС в Польше, Латвии, Литве и на Кипре. А после нового пакета санкций в 2022 году стала избавляться и от более важных активов. Под давлением итальянского правительства россияне были вынуждены продать нефтеперерабатывающий завод ISAB на Сицилии – самый крупный, самый современный и самый прибыльный из всех зарубежных НПЗ компании. К слову, ISAB закрывал 22% потребности итальянского топливного рынка.
Сейчас история повторяется в Болгарии, где с 1998 года компания владеет НПЗ в Бургасе. Болгарский парламент законодательно запретил заводу с 1 марта 2024 года перерабатывать российскую нефть, доставляемую морским путем из Новороссийска. Одновременно власти увеличили с 15% до 60% налог на прибыль завода, и как заявил болгарский министр финансов Асен ВАСИЛЕВ, ставка вернется на уровень 15% только после того, как у НПЗ появится новый собственник.
В условиях потери европейского рынка "Лукойл" обратился к центральноазиатскому. Тем более что в соседнем Узбекистане уже много лет успешно торгует топливом ООО "Лукойл Узнефтепродукт", имеющее сеть собственных АЗС. Именно Узбекистан стал пробой сил в торговле не только бензином, но и франшизами – как уже объявлено, в 2024 году заключены 6 франчайзинговых договоров с узбекскими предпринимателями на открытие фирменных АЗС "Лукойл" в Ташкенте, Бухарской и Навоийской областях.
Теперь франшиза "Лукойла" приходит и в Казахстан.
Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".