Касым-Жомарт Токаев призвал национальную буржуазию подключиться к помощи малообеспеченным
В прессе Казахстана пишут, что президент ТОКАЕВ обратился к бизнесменам и буржуазии Казахстана по поводу благотворительности. Он призвал национальную буржуазию подключиться к помощи малообеспеченным.
Такая практика, со слов Токаева, есть в Финляндии, Швеции, Чехии, Эстонии, где предприниматели активно включаются в социальное обеспечение.
"В Нью-Йорке с 2017 года введены бесплатные обеды для всех учащихся государственных публичных школ. Это более миллиона детей", - отметил президент Казахстана.
Что здесь сказать, инициативу власти и призыв к бизнесу можно только приветствовать. Придание благотворительности статуса общественного института в масштабах государства - шаг, способный не только укрепить общность казахской гражданской нации, но и движение в сторону государственного прагматизма.
Наработанная практика, при которой состоятельные граждане помогают страждущим, минуя посредническую роль бюрократического аппарата, позволяет государству снижать издержки на содержание фискальных органов и экономить на чрезмерном администрировании социальной политики, эффективно используя для этого потенциал гражданского общества.
Впрочем, благотворительность - как обязательная часть социальной жизни государства - давно не новость. Особенно, если существует религиозное влияние. Во всех трёх главных монотеистических религиях обязательные пожертвования - неотъемлемая часть богоугодных деяний верующего. В исламе - закят, в иудаизме - цдака, в христианстве - милостыня.
Однако в каждой стране могут быть свои нюансы. Позволю себе пару штрихов про американские особенности.
Прежде всего стоит отметить, что в Штатах без участия в благотворительности вы далеко не уедете. Вы можете быть гениальным творцом и самым богатым человеком в мире, платить при этом громадные налоги государству, но, не отдавая часть своих материальных бенефитов напрямую обществу, вам никогда не заслужить его уважения. Поэтому американцы участвуют в благотворительности поголовно, тратя на благие цели внушительные суммы. В прошлом году на счета благотворительных фондов в Америке было перечислено $427 млрд, что на $17 млрд больше, чем годом ранее. С ростом экономики и доходов домохозяйств растут и пожертвования.
Но здесь важно вот ещё что. Любая инициатива, ставшая частью государственной политики, нуждается в мотивации и стимулировании. Хвала и честь тому государству, которое это понимает и, стоя за кулисами, умело управляет процессами, создавая для их развития своего рода "подталкивающие" условия.
Американское государство в этом отношении упрекнуть сложно. Признавая важную роль благотворительности с точки зрения прагматики и экономии госсредств, о чем было упомянуто выше, государственная система Америки позволяет своим налогоплательщикам отдавать зарегистрированным благотворительным фондам до 50% от своих налогооблагаемых доходов, относя данные платежи на налоговые вычеты. Проще говоря, предпринимателю позволяют уменьшить свои налоги за счёт пожертвований. И это, надо отметить, справедливо.
Не знаю, как дела обстоят сейчас, но, для сравнения, раньше в Казахстане благотворительные расходы, которые можно было отнести на вычеты, ограничивались всего лишь 3% от налогооблагаемого дохода (подпункт 1 пункта 1 статьи 133 НК РК). Таким образом, чтобы благотворительность из разряда "душевного порыва" разрозненных граждан перешла в категорию институциональную, государству помимо призывов нужно сделать и некоторые практические шаги.
И ещё один интересный момент, касающийся общества.
Америка, кто бы что ни говорил, страна до сих пор очень религиозная, с доминирующим положением, по понятным причинам, христианской конфессии. А в Евангелии от Матфея сказано:
"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матфея 6:1–4).
То есть христианство не приветствует пожертвований явных, происходящих напоказ, с указанием и восхвалением имён подающих.
Между тем, к примеру, мотаясь сегодня по американской столице, совершил следующий маршрут. Заскочил в медицинский центр имени Джонса Хопкинса. Потом поехал по улице имени Клары Бартон в сторону штата Вирджиния, выехал на улицу имени Долли Мэдисон, попал таким образом в столичный пригород Маклин.
И кто все эти люди, чьи имена выбиты на табличках? Славные батыры прошлого, герои войн, знаменитые писатели, гениальные ученые, выдающиеся политики? Нет, нет, и ещё раз нет. Все эти люди так или иначе были связаны с благотворительностью и имена их увековечены исключительно за это.
На деньги успешного предпринимателя Джонса ХОПКИНСА был создан университет и знаменитый медицинский центр. Клара БАРТОН - основательница американского "Красного креста". Долли МЭДИСОН - жена 4-го президента США Джеймса МЭДИСОНА, положившая начало традиции благотворительных вечеров в Белом доме и общего патронажа благотворительной деятельности в стране жёнами американских президентов. А Джон МАКЛИН, будучи издателем в начале 20 века газеты Washington Post, на свои деньги построил первую железнодорожную ветку Great Falls and Old Dominion railroads, связавшую столичный округ Колумбия с пригородом в штате Вирджиния, что позволило многим вашингтонским служащим быстро и без хлопот курсировать между домом и работой.
И ведь таких примеров в Америке не счесть. Знаменитые университеты Лиги плюща названы в честь людей, на чьи финансовые пожертвования были созданы. Библиотеки, концертные залы, театры, мосты, улицы, автострады, вокзалы, музеи, научные центры, больницы, школы, стадионы и целые города носят имена филантропов.
Словом, Америка, в нарушение христианской традиции, не боится прославлять имена жертвователей и доноров, создав из этого новую традицию. И уж не знаю, стоит ли говорить в данном случае о человеческом тщеславии, задаваясь вопросом: что первично - искренняя жертвенность или жажда посмертной славы? Так ли это важно?
Полагаю, что главное здесь в итоговом результате, который получает общество. Люди, достигшие материального успеха, добровольно отдают заработанное на благо страны и миллионов сограждан. А сограждане в благодарность, ежедневно пользуясь полученными дарами, чтят их имена даже спустя столетия, не занимаясь переименованиями в угоду меняющейся политической конъюнктуре.
И это, надо признать, лучший рукотворный памятник из всех возможных. Разве нет?
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: Depositphotos.