Как быстро восстановится экономика? Ответ зависит от восстановления наиболее пострадавших отраслей, в первую очередь торговли и транспорта
Статистика мая после ослабления карантинных ограничений настраивала на осторожный оптимизм – по всем отраслям экономики наблюдалось, если не полное восстановление, то перелом трендов к лучшему. По июню статистики пока нет, но можно быть уверенным, что показатели первого летнего месяца будут лучше майских.
Правда, прирост инфицированных SARS-CoV-2 порождал опасения, что власти введут новые карантинные ограничения, что и случилось.
Новый карантин, который почему-то называют локдауном, делает актуальными две темы для дискуссий, имеющих общественный интерес.
Первая тема: почему отменили режим чрезвычайного происшествия и ослабили карантин так рано?
Мы не знаем механизма принятия решения. Можем только предположить, что ухудшение состояния экономики из-за карантинных ограничений и тенденция на снижение числа инфицированных в начале мая, легли в основу принятого решения.
Если предположение верно, то возникает два вопроса. Первый: насколько широк был круг экспертов, к которым обратились Власти при подготовке решения? Второй: насколько Власть способна и готова прислушиваться к мало того, что независимому, но еще и идущему вразрез с ее представлениями о происходящем мнению?
Такая дискуссия нужна не только Обществу, которое, если еще не вынесло, то вот-вот вынесет обвинительный вердикт, но и самой Власти. Признание ошибок, если они были, извлечение из них уроков, принятие мер по устранению их последствий только укрепит авторитет Власти. Пока же информационная политика Власти играет против нее, на что справедливо указал глава государства.
Главными участниками должны стать профессионалы в области распространения вирусных инфекций и представители Власти.
Вторая тема: меры поддержки населения и бизнеса в текущих условиях.
Какие-то меры были приняты и довольно оперативно. Просто их текущий эффект не очень понятен. Известно, что НПП Атамекен проводит опросы предпринимателей, в том числе по эффективности государственной помощи. Но результатов этих опросов на сайте НПП найти не смог (может, плохо искал).
Из частных разговоров, из сообщений в соцсетях можно сделать вывод, что предложенной государственной помощью особо никто не доволен. Вполне возможно, что те, кто доволен, по каким-то своим причинам отмалчивается. Но тогда тем более Власть должна выступить инициатором обсуждения эффективности уже оказанной помощи. Либо она эффективна, а негативный фон складывается из-за властного молчания. Либо она на самом деле не особо эффективна. И в том и в другом случае диалог с Обществом просто необходим. В первом – чтобы исправить отрицательные оценки; во-втором – чтобы сделать работу над ошибками.
Но, как-бы там ни было, уже принятые меры поддержки должны помочь выжить бизнесу в текущих условиях. Но что будет с экономикой в ближайшие два года?
После 90-х годов прошлого века в Казахстане настоящих экономических кризисов не было. В 2009 г. и в 2016 г. случились заминки, но они были довольно быстро преодолены (смотрите рисунок1).
Рисунок 1.
В 2009 году ВВП снижался три квартала подряд, но в четвертом начался восстановительный рост. В 2016 г. и падения как такового не было – просто заминка. И уже с третьего квартала экономика стала расти.
В этот раз все гораздо тяжелее. И главный вопрос: как быстро восстановится экономика? Ответ во многом зависит от восстановления наиболее пострадавших отраслей, в первую очередь торговли и транспорта.
Розничная торговля в январе – мае 2020 к аналогичному периоду 2019 г. составила 83,8% - падение на 16.2%. Не надо быть пророком, чтобы предсказать примерно такое же снижение ВДС всей торговли. А торговля – это самая большая доля в ВВП и самое большое число занятых. Новый локдаун нанесет ей очередной удар. Он будет помягче, чем в прошлый раз, но все-таки. Это ухудшает экономическое состояние страны. И требуется адекватная поддержка торговле. Потому что, поддержать ее – это и ускорить восстановление экономики, это и поддержать занятое в ней население.
В "Комплексном плане по восстановлению экономического роста до 2020 г." торговле посвящено всего два пункта. Первый из них: "Проработка вопроса разрешений работ торговых рынков и объектов общественного питания при строгом соблюдении санитарно-эпидемиологических требований". Проработан вопрос был плохо. Зеленый базар в Алматы закрыли из-за массовых заражений.
Второй пункт: "Формирование инфраструктуры национальной товаропроводящей системы". Отрасль теряет прямо сейчас 15-16%, а может и больше в объемах реализации, десятки тысяч людей теряют в доходах. А реальной помощи нет.
Поэтому и нужна дискуссия о том, как поддержать экономику, потому что предложенные меры не выглядят адекватными.
Другая важная проблема, которую необходимо решить в рамках такой дискуссии – это денежная поддержка населения. Слава Богу, один раз население поддержали. Не все получили, сумма была не так, чтоб слишком велика, но все-таки это была реальная помощь.
Но почему ее не продлили, почему не распространили на новый локдаун? Надо разбираться с тем, чего опасается Власть и насколько обоснованы ее опасения.
Глава государства на совещании по мерам противодействия распространению коронавирусной инфекции сказал: "Акимы, министры фактически закрылись от простого народа – не реагируют вовремя на жалобы и обращения граждан, в то время как многие люди уже впадают в отчаяние, не зная, к кому обращаться. Из почти 40 тысяч вопросов, которые поступили на сайт www.coronavirus2020.kz, на данный момент даны ответы только на треть. В результате подобного отношения мы получаем новый всплеск инфодемии, поток откровенных фейков и дезинформации, которые еще сильнее осложняют нашу работу". Но и отсутствие обсуждения проблем восстановления экономического роста, поддержки предпринимателей и населения не добавляют авторитета Власти.
Фото: mcfr.kz.