Между двух огней

3787 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Воскресенье, 21 Июн 2020, 11:00

Мы имеем дело с реальным экономическим кризисом впервые после начала девяностых годов прошлого века

Зараза не отступает

Из-за пандемии коронавируса страна оказалась в довольно трудном положении. С одной стороны, как показывает зарубежный опыт, наиболее эффективным методом борьбы с распространением инфекции является жесткий карантин. Но, с другой стороны, карантин больно бьет по экономике. Экономические итоги апреля это наглядно демонстрируют. Поэтому неудивительно, что начиная с мая, как только картина количества заражений в сутки стала показывать перелом в динамике в сторону снижения, карантинные меры последовательно ослаблялись. Но ослабление карантина тут же привело к росту числа заразившихся в сутки (смотрите рисунок 1). На рисунке отображено среднее количество заразившихся за пять дней. 11 мая выбрано рубежной датой, потому что в этот день был отменен режим чрезвычайного положения. В последнем столбце данные за четыре дня: с 16 июня по 19 июня включительно.

Рисунок 1

Текущая ситуация поставила власти перед сложным выбором: или вводить жесткий карантин, но нести серьезные экономические потери, или только слегка ужесточить карантинные ограничения, постаравшись минимизировать экономический ущерб. Не берусь гадать, какое будет принято в конечном итоге решение, но пока объявили об ужесточении карантина на ближайшие выходные.

Читайте также
Риски для экономики: грандиозное падение в торговле

Предпоследнее слово при принятии решения должно принадлежать специалистам в области вирусных инфекций и распространения эпидемий. Они должны дать прогнозы по распространению коронавируса при том или ином выбранном варианте. Последнее же слово принадлежит политическому руководству страны.

Какие будут последствия для экономики страны, если все останется как есть или если ввести жесткий карантин, попытаемся разобраться на основе экономических итогов апреля–мая. Рассмотрим не все отрасли, а только те, по которым есть ежемесячные данные.

Розничная торговля

Карантинные ограничения жестоко ударили по розничной торговле: в апреле она снизилась на 41,4% по отношению к прошлому месяцу и на 44,7% по отношению к апрелю предыдущего года. Май, после того как карантинные ограничения ослабили, дал рост на 134,2% по отношению к апрелю. Но его результаты были все еще хуже мая прошлого года на 40,8%.

Если посмотреть на среднемесячный рост с января по май по годам, то нынешний год показывает худшие результаты с 2012 г. (смотрите рисунок 2).

Рисунок 2

Июнь всегда показывал рост по отношению к маю. Скорее всего, этот год не будет исключением, тем более что в июне карантин был еще мягче.
Если все останется так как есть, то розничная торговля продолжит процесс восстановления, и к концу года ее рост по отношению к прошлому году будет близок к нулю, может даже чуть выше.
Если же ввести жесткий карантин, то результаты будут очень тяжелыми и их последствия будут преодолеваться и в следующем году.
Читайте также
Мировой рынок нефти ждёт восстановления мировой экономики

Вся секция "Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов" вносит наибольший вклад в экономику страны – доля в ВВП по итогам 2019 г. 17%. В ней задействовано наибольшее число занятого населения – более 1,4 млн человек. Торговля является основным видом деятельности для малого и среднего бизнеса. Количество самозанятых в секции - 690 тыс. человек. Проблемы в торговле вообще, и в розничной в частности, несомненно, отрицательно повлияют на экономику в целом.

Транспорт

Транспорт также пострадал от карантинных ограничений, особенно пассажирские перевозки.

Грузооборот все видами транспорта в апреле снизился по отношению к марту на 3,8%, по отношению к апрелю прошлого года – на 4,9%. В мае грузооборот вырос на 5,7% по отношению к апрелю, но все еще оставался ниже показателей мая 2019 г. на 5,5%.

Пассажирооборот в апреле по отношению к марту упал на 88,2%. К апрелю прошлого года – на 89,9%. В мае пассажирооборот по отношению к апрелю вырос на 41,5%. По отношению к маю прошлого года он показывал снижение на 86,1%.

Среднемесячный рост обоих показателей представлен на рисунке 3.

Рисунок 3

Будущее грузовых перевозок, если все останется как есть, особых тревог не вызывает. Что касается пассажирских перевозок, то они вряд ли наверстают потери до конца года. Пока не ясно, что будет с поездками в период отпусков – насколько активно поедет наш народ отдыхать, хоть внутри страны, хоть за рубеж. И с деньгами стало похуже, и вирус пока еще никуда не делся. Для пассажирского транспорта наступили трудные времена.

Читайте также
Риски для экономики: положение дел в строительстве выглядит мало обнадеживающим

Если же ужесточать карантин, то грузовые перевозки, может и уйдут в отрицательную зону, но все равно останутся на плаву – грузы возить надо, без этого вообще все встанет. Пассажирским же перевозкам придется многократно сложнее. Убытки железной дороги и крупных авиакомпаний государство, наверное, как-нибудь возьмет на себя, но, что будет с частным сектором?

В целом в секции "Транспорт и складирование" занято без малого 638 тыс. человек. Количество самозанятых – 205 тыс. человек. Доля в ВВП – 8% по итогам 2019 г.

Обрабатывающая промышленность

Обрабатывающая промышленность - крупное и светлое пятно на фоне кризиса. Апрель был хуже марта на 3,1%, но был лучше апреля прошлого года на 6,2%. Май был хуже апреля на 5,1%, но все еще лучше мая 2019 г. на 0,5%. Карантинные ограничения и снижение цен на нефть не могли не сказаться отрицательно на обрабатывающей промышленности. Но все-таки ее показатели выглядят много лучше отраслей, рассмотренных выше.

На рисунке 4 показан среднемесячный рост обрабатывающей промышленности.

Рисунок 4

Несмотря на то, что обрабатывающая промышленность росла в этом году медленнее, чем в предыдущие годы, она все же росла. И если все останется как есть, рост продолжится.

Читайте также
Риски для экономики: рост убыточных предприятий в обрабатывающей сфере и утрата платежеспобности

Если же карантин ужесточится, то, скорее всего, рост обрабатывающей промышленности упадет до нуля, может даже уйдет в область снижения.

В обрабатывающей промышленности занято около 600 тыс. человек, из них почти 50 тыс. человек – это самозанятые. Доля в ВВП – 11,4% по итогам 2019 г.

Резюме

Мы имеем дело с реальным экономическим кризисом впервые после начала девяностых годов прошлого века. Глубина и продолжительность его пока не понятна. В значительной мере это зависит от успехов в борьбе с коронавирусом. Но население уже несет значительные потери: падение реальных доходов населения самое серьезное за период 2012–2020 гг., в чем можно убедиться, посмотрев на рисунок 5.

Рисунок 5

Безусловным приоритетом является жизнь и здоровье жителей страны, и он превалирует над экономическими показателями. И если все-таки придется ужесточать карантин, надо понимать, что принятых мер поддержки окажется недостаточно. Без безвозмездной помощи со стороны государства не обойтись. Потери будут настолько велики, что кредиты, даже по льготным ставкам, только усугубят ситуацию.

Фото из открытых источников.

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Как в Казахстане искусственный интеллект «выбивает» налоги для бюджета
Без прозрачности госзакупок и госаудита цифровой пузырь может лопнуть
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
У кого пульт с кнопкой: цифровой тенге – благо или тотальный контроль?
Сможет ли государство обеспечить неприкосновенность критических данных
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента