Лёд тронулся? На железнодорожных рельсах: о новых возможностях для Казахстана

2226 просмотров
0
Малик Мусин
Понедельник, 15 Янв 2024, 15:00

Главное событие мировой политики за прошедшие две недели нового года – начало военных действий США и их союзников против хуситов

Что это произойдет, было ясно практически с начала захватов йеменцами грузовых кораблей в середине ноября 2023 года. Может быть, поэтому шока для мировой торговли пока не произошло – было время подготовиться. Цены на нефть выросли, но умеренно, цены на грузоперевозки шли вверх еще до ударов США и Великобритании по Йемену. И если конфликт не "раскочегарится", возможно, мирового торгового нокаута избежим. Наверное, этого никто всерьез и не хочет, но со времен Первой мировой войны известно – бывает, что все игроки драться не хотят, но вынуждены из соображений престижа держаться жесткой риторики и позиций, а потом ситуация срывается… Пока хуситы проводят военные учения, обстреливая в горах цели под флагами США и Израиля, а их противники расширяют коалицию – о готовности примкнуть к ней заявила Италия.

Читайте также
Ливанская история – грустная и поучительная

Оценивать перспективы конфликта сейчас очень сложно. Пока в него не втянут напрямую Иран, вопрос не безнадежен. Может ли военная операция союзников против хуситов быть более эффективной, чем многолетняя их борьба с талибами в Афганистане, где масштаб и характер применения сил был совершенно иным? Тем более, что удары по хуситам США и Саудовская Аравия наносили еще несколько лет назад. Рискнем предположить, что, с учетом таких факторов, как приближающиеся выборы в США, нежелание Ирана вовлекаться в большую войну, сложного положения Саудовской Аравии в этом конфликте и много другого, дело придет к обоюдным поискам закулисных договоренностей. Во всяком случае, очень бы этого хотелось.

Тогда мировая торговля не обрушится. Но прежней, наверное, тоже уже не будет. Уже сейчас ряд крупнейших компаний-грузоперевозчиков отказались от использования маршрута через Суэц. Наверное, Васко да ГАМА, открывший морской путь из Европы в Индию вокруг Африки в конце XV века, на том свете подмигивает Фердинанду де ЛЕССЕПСУ, построившему Суэцкий канал в XIX веке… По оценкам известного российского эксперта Станислава МИТРАХОВИЧА, все произошедшее события удорожают мировую логистику в среднем на 10-15%. Неприятно, особенно в условиях медленно восстанавливающейся после ограничений пандемии китайской экономики, но не фатально. Однако возможность дальнейшего разрастания конфликта (или, если на этот раз пронесет, то его повторения в будущем) мировая торговля игнорировать не может. Ведь между Йеменом и Суэцем проходит 30% контейнерных перевозок, 12% всей мировой торговли и до пятой части морских перевозок нефти и СПГ. Нужно думать о развитии альтернативных путей.

Читайте также
США, Китай и мир накануне года Дракона

И, конечно, здесь сразу вспоминается Северный морской путь. О нем много говорят, в России предпринимают меры по развитию, интересен путь Китаю. Пока объемы транзитных перевозок – порядка 2 млн тонн в год – невелики, но они растут. Могут ли они вырасти быстро и сильно? Для этой возможности есть ряд вызовов: экологических, навигационных, технологических. Остановимся на геополитических.

Буквально параллельно с обострением кризиса вокруг Красного моря активизировался конфликт вокруг Тайваня. На прошедших 13 января президентских выборах там победил ЛАЙ Циндэ, сторонник независимости острова от Пекина. Его противник раньше заявлял, что лишь сближение с материковым Китаем сможет предотвратить большой конфликт. Теперь ясно, что сближения не будет, скорее всего, напряженность в этом регионе будет расти. Часть торговых путей Юго-Восточной и, особенно, Южной Азии, потенциально способных подключиться к Севморпути, проходят в регионе Тайваня. И абсолютно все эти пути лежат недалеко от Корейского полуострова, ситуация на котором известна всем.

Но и это еще не все. В последние годы милитаризируется и сама Арктика, и преддверие к ней, регион Берингова пролива. А это – ключ к Севморпути.

Читайте также
Завтра была война

Еще в 2021 году руководство военно-морских сил США обнародовало стратегический план "Голубая Арктика", где "содержится стратегическое руководство относительно того, как министерство будет применять военно-морскую мощь в Арктическом регионе, и подчеркивается подход, который объединяет американскую военно-морскую мощь с совместными силами, межведомственными товарищами по команде, союзниками и партнерами. Это также ставит перед командой ВМФ, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны расширение спектра интегрированных возможностей для достижения долгосрочных национальных интересов в регионе". Сразу после этого президент БАЙДЕН подписал план по строительству глубоководного порта Ном на Аляске, которое, судя по планам, должно уже вскоре завершиться. Расстояние от Нома до Берингова пролива – меньше чем от Актау до Баку, например. А в позапрошлом году на Аляске же была сформирована новая воздушно-десантная дивизия "Арктические ангелы".

Кстати, Панамский канал снижает количество проходящих кораблей из-за климатических причин. Похоже, что в мире из крупных торговых путей геополитически и эксплуатационно безопасным и надежным остается только Магелланов пролив…

По крайней мере в Евразии все эти процессы приведут к новой волне интереса к развитию сухопутных международных грузоперевозок, что Казахстану дает редкий шанс получить серьезную экономическую прибыль. "Не было бы счастья…". Правда, известна грустная истина – у нас умеют прощелкать многие возможности. Но вот сейчас, возможно, будет иначе.

Читайте также
О геополитике, логистике и казахстанском интересе

В самом конце 2023 года было заявлено, что Казахстан приступил к строительству новой железной линии в Китай, которая позволит разгрузить Достык, создав новый погранпереход на границе с Китаем. По официальным прогнозам, это даст возможность "увеличить пропускную способность между Казахстаном и Китаем с 28 до порядка 48 млн тонн". Важно, что дорога сразу строится как двухпутная. Этот проект позволит нарастить перевозки транзитных грузов между Россией и Китаем.

Развитию Транскаспийского направления поспособствует другая недавняя история: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставил на выгодных условиях одной из крупных логистический компаний Казахстана кредит в размере 40 миллионов долларов. В официальном заявлении по этому поводу сказано, что средства предоставляются ЕБРР "Для решения проблемы узких мест в функционировании Транскаспийского коридора, выявленных в исследовании устойчивых транспортных связей между Европой и Центральной Азией". Компания на эти деньги обновит свой парк вагонов и модернизирует транспортно-логистический центр, расположенный недалеко от крупнейшего города страны и границы с Китаем, который "будет важным элементом Транскаспийского коридора и повысит бесперебойность грузопотоков через Казахстан. Ожидается, что объемы торговли и контейнерных перевозок между Азией и Европой будут расти, а новый центр позволит удовлетворить растущий спрос на грузовой транзит". Нетрудно предположить, что катализатором этого европейского интереса к модернизации Транскаспийского коридора стала экономическая война Евросоюза с Россией, закрывшая традиционные транзитные пути.

Наконец, амбициозные планы Турции уже в ближайшие годы создать так называемый Зангезурский коридор, выходящий на азербайджанский берег Каспийского моря, стимулируют трансконтинентальные грузоперевозки с вовлечением в них Казахстана. В общем, с конца прошлого года в развитии международных транспортно-логистических возможностей Казахстана многое сдвинулось и пошло в правильном направлении. "Лёд" тронулся. Хорошо бы, чтобы ледоход двигался побыстрее.

Фото: Википедия.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Чистят дороги только те акимы, что боятся, что их снимут или не перевыберут: короче, дороги чистят только трусы
Нельзя заменить экономические реформы блогерами-штрейкбрехерами
Борьба с забастовками превращается в кампанию по дискредитации забастовщиков
Какимжанов "лёг" на реабилитацию
У кредиторов был месяц для предъявления претензий перед началом судебного разбирательства
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В Польше после перестрелки с полицией задержан 24-летний казахстанец
В польском городе Краков после полицейской погони задержаны казахстанец и украинец, подозреваемые в нелегальном владении оружием
Проекция "Узкого коридора" на бывшие советские республики
Общественно-политическое и экономическое развитие этих стран сдерживает слабое и дезорганизованное общество
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
"Понравилась сатана лучше ясна сокола": как Тарас Шевченко стал моряком в степях Казахстана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Остановись, мгновение!
Изучаем историю по старым архивным фотографиям
Сатыбалды - детям
В резиденциях племянника Назарбаева будут учиться будущие учителя и дети-инвалиды
Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки
По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад
Судьи запутались в законе
Из-за этого у жертвы пирамиды отняли его машину
Государство пробует вернуть часть усохших миллиардов экс-министра Школьника через сайт бесплатных объявлений
Завод по промышленному производству фотоэлектрических пластин выставили на продажу
Qarmet под героем труда Басиным
Кто на самом деле руководит многомиллиардным бизнесом
Нож в глазу ребёнка: полиция начала расследование
Состояние ребёнка остаётся тяжёлым
В Жетысу филиалу “Казводхоз” к Новому году презентовали грузовики и автокраны
А сотрудников обещают обучать в Китае
Земельные махинации вскрыли аудиторы ревизионной комиссии в ЗКО
А также системные проблемы в земельной комиссии
В Сарыагаше задержан россиянин, скрывавшийся от мобилизации на войну с Украиной
Парень нелегально пересёк казахстанско-российскую границу, а потом собрался совершить туристический вояж в Ташкент
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.