Главное событие мировой политики за прошедшие две недели нового года – начало военных действий США и их союзников против хуситов
Что это произойдет, было ясно практически с начала захватов йеменцами грузовых кораблей в середине ноября 2023 года. Может быть, поэтому шока для мировой торговли пока не произошло – было время подготовиться. Цены на нефть выросли, но умеренно, цены на грузоперевозки шли вверх еще до ударов США и Великобритании по Йемену. И если конфликт не "раскочегарится", возможно, мирового торгового нокаута избежим. Наверное, этого никто всерьез и не хочет, но со времен Первой мировой войны известно – бывает, что все игроки драться не хотят, но вынуждены из соображений престижа держаться жесткой риторики и позиций, а потом ситуация срывается… Пока хуситы проводят военные учения, обстреливая в горах цели под флагами США и Израиля, а их противники расширяют коалицию – о готовности примкнуть к ней заявила Италия.
Оценивать перспективы конфликта сейчас очень сложно. Пока в него не втянут напрямую Иран, вопрос не безнадежен. Может ли военная операция союзников против хуситов быть более эффективной, чем многолетняя их борьба с талибами в Афганистане, где масштаб и характер применения сил был совершенно иным? Тем более, что удары по хуситам США и Саудовская Аравия наносили еще несколько лет назад. Рискнем предположить, что, с учетом таких факторов, как приближающиеся выборы в США, нежелание Ирана вовлекаться в большую войну, сложного положения Саудовской Аравии в этом конфликте и много другого, дело придет к обоюдным поискам закулисных договоренностей. Во всяком случае, очень бы этого хотелось.
Тогда мировая торговля не обрушится. Но прежней, наверное, тоже уже не будет. Уже сейчас ряд крупнейших компаний-грузоперевозчиков отказались от использования маршрута через Суэц. Наверное, Васко да ГАМА, открывший морской путь из Европы в Индию вокруг Африки в конце XV века, на том свете подмигивает Фердинанду де ЛЕССЕПСУ, построившему Суэцкий канал в XIX веке… По оценкам известного российского эксперта Станислава МИТРАХОВИЧА, все произошедшее события удорожают мировую логистику в среднем на 10-15%. Неприятно, особенно в условиях медленно восстанавливающейся после ограничений пандемии китайской экономики, но не фатально. Однако возможность дальнейшего разрастания конфликта (или, если на этот раз пронесет, то его повторения в будущем) мировая торговля игнорировать не может. Ведь между Йеменом и Суэцем проходит 30% контейнерных перевозок, 12% всей мировой торговли и до пятой части морских перевозок нефти и СПГ. Нужно думать о развитии альтернативных путей.
И, конечно, здесь сразу вспоминается Северный морской путь. О нем много говорят, в России предпринимают меры по развитию, интересен путь Китаю. Пока объемы транзитных перевозок – порядка 2 млн тонн в год – невелики, но они растут. Могут ли они вырасти быстро и сильно? Для этой возможности есть ряд вызовов: экологических, навигационных, технологических. Остановимся на геополитических.
Буквально параллельно с обострением кризиса вокруг Красного моря активизировался конфликт вокруг Тайваня. На прошедших 13 января президентских выборах там победил ЛАЙ Циндэ, сторонник независимости острова от Пекина. Его противник раньше заявлял, что лишь сближение с материковым Китаем сможет предотвратить большой конфликт. Теперь ясно, что сближения не будет, скорее всего, напряженность в этом регионе будет расти. Часть торговых путей Юго-Восточной и, особенно, Южной Азии, потенциально способных подключиться к Севморпути, проходят в регионе Тайваня. И абсолютно все эти пути лежат недалеко от Корейского полуострова, ситуация на котором известна всем.
Но и это еще не все. В последние годы милитаризируется и сама Арктика, и преддверие к ней, регион Берингова пролива. А это – ключ к Севморпути.
Еще в 2021 году руководство военно-морских сил США обнародовало стратегический план "Голубая Арктика", где "содержится стратегическое руководство относительно того, как министерство будет применять военно-морскую мощь в Арктическом регионе, и подчеркивается подход, который объединяет американскую военно-морскую мощь с совместными силами, межведомственными товарищами по команде, союзниками и партнерами. Это также ставит перед командой ВМФ, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны расширение спектра интегрированных возможностей для достижения долгосрочных национальных интересов в регионе". Сразу после этого президент БАЙДЕН подписал план по строительству глубоководного порта Ном на Аляске, которое, судя по планам, должно уже вскоре завершиться. Расстояние от Нома до Берингова пролива – меньше чем от Актау до Баку, например. А в позапрошлом году на Аляске же была сформирована новая воздушно-десантная дивизия "Арктические ангелы".
Кстати, Панамский канал снижает количество проходящих кораблей из-за климатических причин. Похоже, что в мире из крупных торговых путей геополитически и эксплуатационно безопасным и надежным остается только Магелланов пролив…
По крайней мере в Евразии все эти процессы приведут к новой волне интереса к развитию сухопутных международных грузоперевозок, что Казахстану дает редкий шанс получить серьезную экономическую прибыль. "Не было бы счастья…". Правда, известна грустная истина – у нас умеют прощелкать многие возможности. Но вот сейчас, возможно, будет иначе.
В самом конце 2023 года было заявлено, что Казахстан приступил к строительству новой железной линии в Китай, которая позволит разгрузить Достык, создав новый погранпереход на границе с Китаем. По официальным прогнозам, это даст возможность "увеличить пропускную способность между Казахстаном и Китаем с 28 до порядка 48 млн тонн". Важно, что дорога сразу строится как двухпутная. Этот проект позволит нарастить перевозки транзитных грузов между Россией и Китаем.
Развитию Транскаспийского направления поспособствует другая недавняя история: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставил на выгодных условиях одной из крупных логистический компаний Казахстана кредит в размере 40 миллионов долларов. В официальном заявлении по этому поводу сказано, что средства предоставляются ЕБРР "Для решения проблемы узких мест в функционировании Транскаспийского коридора, выявленных в исследовании устойчивых транспортных связей между Европой и Центральной Азией". Компания на эти деньги обновит свой парк вагонов и модернизирует транспортно-логистический центр, расположенный недалеко от крупнейшего города страны и границы с Китаем, который "будет важным элементом Транскаспийского коридора и повысит бесперебойность грузопотоков через Казахстан. Ожидается, что объемы торговли и контейнерных перевозок между Азией и Европой будут расти, а новый центр позволит удовлетворить растущий спрос на грузовой транзит". Нетрудно предположить, что катализатором этого европейского интереса к модернизации Транскаспийского коридора стала экономическая война Евросоюза с Россией, закрывшая традиционные транзитные пути.
Наконец, амбициозные планы Турции уже в ближайшие годы создать так называемый Зангезурский коридор, выходящий на азербайджанский берег Каспийского моря, стимулируют трансконтинентальные грузоперевозки с вовлечением в них Казахстана. В общем, с конца прошлого года в развитии международных транспортно-логистических возможностей Казахстана многое сдвинулось и пошло в правильном направлении. "Лёд" тронулся. Хорошо бы, чтобы ледоход двигался побыстрее.
Фото: Википедия.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!