Соседняя республика переходит от президентско-парламентской к парламентской форме правления
* Политическая лаборатория
* Игра в демократию или демократическая игра?
* «Троянские кони» Атамбаева
* Ложная беременность
В документальном фильме «25KZ: Новейшая история», который в минувшие выходные был представлен зрителю, глава Казахстана, подчеркивая необходимость сохранения системы президентской власти, все же не исключил того, что в перспективе схема политического управления в стране может быть пересмотрена.
Но если это рано или поздно произойдет, то в Центральной Азии мы будем явно не первыми. Ведь всех соседей по региону уже опередил Кыргызстан, который не устает проводить разные политические эксперименты, чей конечный результат пока не ясен.
Политическая лаборатория
В воскресенье, 11 декабря, в Кыргызстане прошел референдум по внесению новых поправок в Конституцию. По предварительным данным, за них проголосовали 80 процентов избирателей.
Соседняя республика проводит политические эксперименты с 2005 года. Это единственная страна региона, где была выбрана своя, отличная от других, модель трансформации политической системы в парламентско-президентскую, а теперь уже и просто парламентскую. При этом двукратная смена власти насильственным путем не привела ни к развалу страны, ни к серьезным политическим катаклизмам, хотя долгое время она балансировала на грани.
В четырех других государствах Центральной Азии, авторитарных и сверхпрезидентских, отношение к событиям в Кыргызстане было двояким. С одной стороны, все опасались дестабилизации в этой стране с ее давними региональными и клановыми противоречиями, которые могли задеть и соседние страны региона.
С другой стороны, киргизский опыт смены власти вряд ли мог быть одобрен политическими элитами Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, которые долгое время убеждали всех, что только жесткая президентская вертикаль является единственной формой сохранения государственности в регионе.
Но в Кыргызстане пошли дальше. Поправки в Конституцию КР предусматривают установление парламентской формы правления, что в регионе является прецедентом. Интересно, что в Казахстане до 1995 года также поднимался вопрос о создании парламентской республики. Но пока только в Кыргызстане решили рискнуть от слов перейти к делу, даже несмотря на то, что в этой стране тоже не было большого опыта парламентаризма.
Поэтому киргизский эксперимент интересен всем, так как конечный результат пока абсолютно неизвестен никому. Здесь могут быть как успехи, так и провалы, ибо страна еще не вышла из полосы политической турбулентности. Также не совсем ясными являются мотивы президента Кыргызстана Алмазбека АТАМБАЕВА, который активно лоббировал внесение изменений в основной закон.
Напомним, что действующая Конституция страны была принята в 2010 году после очередной смены власти. Тогда по инициативе лидера партии «Ата-Мекен» Омурбека ТЕКЕБАЕВА был объявлен мораторий на внесение каких-либо поправок в основной закон в ближайшие 10 лет, чтобы уберечь будущих руководителей страны от соблазна усилить свою власть. Теперь выходит, что Атамбаев этот мораторий решил нарушить, но под лозунгом сокращения президентских полномочий.
Игра в демократию или демократическая игра?
Некоторых киргизских политиков смущает одно обстоятельство. Если раньше Алмазбек Атамбаев говорил о необходимости вернуться к системе сильного президентского правления, то в ноябре прошлого года он неожиданно заявил о необходимости провести реформу Конституции, чтобы республика полностью перешла на парламентскую форму правления.
При этом сторонники референдума напирали на то, что менять нельзя только некоторые разделы Конституции, а внесение поправок вполне законно. Но оппозиция выразила мнение, что глава республики и его команда меняют основной закон ради сохранения собственной власти. В частности, эксперты обращают внимание на такое новшество: для депутатов жогорку кенеша (парламента) предусмотрена возможность, не сдавая мандата, работать премьер-министром или первым вице-премьером.
В данном случае речь идет как раз о лидерах парламентского большинства, которые могут контролировать как парламент, так и правительство. Оппозиция подозревает, что предложенные поправки могут снова открыть президенту дверь во власть, если не напрямую, то косвенно: в следующем году Алмазбек Атамбаев уже не сможет баллотироваться в президенты, но попытается протолкнуть на должность нового президента и премьер-министра своих людей. Тем более что с момента прихода к власти Атамбаев стал активно усиливать свою Социал-демократическую партию Кыргызстана (СДПК), которая сохранила сильные позиции в жогорку кенеше даже после недавнего развала парламентской коалиции.
Этот развал привел к появлению нового правительства во главе с прежним премьером Сооронбоем ЖЭЭНБЕКОВЫМ, которого считают человеком президента. Основные трения у СДПК были с партиями «Ата-Мекен» и «Онугуу-Прогресс». «Ата-Мекен» под руководством Омурбека Текебаева с приближением президентских выборов в 2017 году стала уходить в оппозицию. На этом фоне президент решил сформировать новую парламентскую коалицию, которая утвердила состав правительства.
В коалицию вошли СДПК, партии «Бир Бол» и «Кыргызстан». Кстати, «Кыргызстан», по мнению местных экспертов, также аффилирован с действующим президентом. Таким образом, президент сформировал коалицию из тех партий, которые поддержали проведение референдума. Отличие от других стран Центральной Азии заключается в том, что киргизским пропрезидентским партиям, которые сейчас представлены в парламенте, все-таки пришлось доказать свое право на места в жогорку кенеше в ходе конкурентных выборов. В то же самое время в парламенте Кыргызстана также сформирована новая оппозиционная коалиция из трех партий: «Ата-Мекен», «Онугуу-Прогресс», «Республика-Ата-Журт».
«Троянские кони» Атамбаева
Что касается нового правительства, то большинство его прежних членов остались на своих позициях. Наиболее интересным назначением стало появление на посту главы МВД Улана ИСРАИЛОВА, бывшего телохранителя президента, который до министерской должности успел поработать директором Антикоррупционной службы ГКНБ Кыргызстана.
С момента прихода к власти Алмазбек Атамбаев старался на ключевые посты ставить своих людей. И при этом заявлял, что у него нет преемника на посту президента. Но если в казахстанских условиях подобная неопределенность лишь усиливает тревогу в обществе, то в Кыргызстане, наоборот, заявление такого рода, по мнению Атамбаева, должно снизить политическую напряженность. Более того, он говорил, что после завершения президентского срока не собирается занимать должность премьера или спикера парламента. Хотя и намекнул на то, что своего кандидата на пост президента может выдвинуть и Социал-демократическая партия.
Но даже если опасения оппозиции верны и Атамбаев не собирается совсем уходить из политики после президентских выборов, сохраняя за собой роль «теневого игрока», то его политическая схема выглядит изящнее, чем у соседей. Ведь если в остальных странах Центральной Азии референдумы проводились лишь для того, чтобы продлить легитимное пребывание президентов у власти, то в Кыргызстане поправки в Конституцию принимаются для повышения статуса премьер-министра, чьи властные полномочия уравновешивают полномочия главы государства.
Например, премьер получит право назначать глав местных администраций и членов правительства, а президент, в свою очередь, лишается возможности влиять на эти решения. И если у Атамбаева не получится раскрутить свой «дуэт президента и премьера», то «соло» подконтрольного ему главы правительства будет вполне достаточно. Как говорится, нет смысла складывать все политические яйца в одну корзину.
Ложная беременность
В Казахстане в последнее время тоже стали говорить если не о парламентской республике, то о президентско-парламентской. В 2015 году президент на встрече с главами правительств стран СНГ заявил, что в будущем правительство и парламент могут получить больше полномочий.
В марте того же года, во время XVI съезда партии «Нур Отан», глава государства говорил о возможности начать конституционную реформу с целью усиления роли парламента как коллективного преемника. В ноябре 2014 года председатель сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ также заявил, что в Казахстане уже начат постепенный переход к президентско-парламентской форме правления по формуле: сильный президент - влиятельный парламент - подотчетное правительство. Хотя интервью в фильме «25KZ: Новейшая история» указывает на то, что конкретного плана по реализации этого сценария не на словах, а на деле пока еще нет, так как влиятельный парламент в стране так и не появился.
В результате опять возникает ощущение ложной политической «беременности», когда неясно: есть ли плод или просто живот пучит?
При нынешнем слабом и непопулярном составе ожидать от парламента качественного роста вряд ли стоит. Ведь любая попытка усилить законодательный орган не на словах, а на деле автоматически потребует не только внести изменения в партийное и избирательное законодательство, сделав его более либеральным, но и заложить основу для проведения конкурентных парламентских выборов. А к этому власть, судя по всему, пока еще не готова.
Фото: EADaily.