Каждый государственный чиновник хоть раз за свою карьеру занимался организацией и проведением форума любого масштаба. Хотя нет. Форумы у нас в стране только одного масштаба. Огромного. Причем каждый новый из них требует все больше инвестиций. Больше, чем предыдущий. Наверно, поэтому они и называются инвестиционными. Кого мы пытаемся удивить - непонятно. Целевая аудитория вся та же все ТОТ же. Спикеры те же самые. Слушатели тоже. И даже СМИ одно и то же вещают. Всех государственных служащих младших чинов в обязательном порядке заставляют «обеспечивать наполняемость» и ходить на сессии форумов. Чем крупнее госорган, тем больше его сотрудников присутствуют на форуме. Тем лучше проведен форум.
Для проведения форума разрабатывают дорожные карты. Нанимают консультантов. Открывают рабочие штабы. Собирают рабочие же группы. Выделяют деньги. Ставят сроки.
Что примечательно, организацией форумов грешит вся страна, не только госчиновники. Бизнес-форумы тоже любят «заручиться» поддержкой курирующего госоргана. Зачем? Все просто. Так форумы лучше продаются. Скажем, форум учителей поддерживает Министерство образования, форум медиков – Минздрав… Ну, да. И акимат. Куда же без него? В каком городе форум, тот акимат его и поддерживает.
Один из таких IT форумов в Астане в 2012 году заявил, что его поддержало Министерство транспорта и коммуникаций. Крупные IT компании Казахстана поверили, денег много дали, спикеров привезли, выставку устроили. А МТК так открещивалось, что впервые даже официальный пресс-релиз выпустило, что, мол, нет, неправда это. К слову, организовал этот форум один иностранный предприниматель. Все думали, что потом он в Казахстан не сможет попасть. А он оказался живучий. Через год уже был замечен в организации другого, уже молодежного мероприятия для стартаперов.
Курица или рыба? Вот главный вопрос, который обсуждается на совещаниях по проведению международных мероприятий. Как организовать прием, как встретить дорогого гостя, какие блюда подавать, куда кого посадить, как их расселить и какую машину подать…. Туризм для ВИПов у нас в стране развит и поставлен на широкую ногу.
Самое главное турагенство страны по обслуживанию международных мероприятий– это МИД.
«Что-то слабая у вас программа, - скажет за три дня до начала мероприятия большой шеф, - слабые спикеры». И добавит: «Усиляйте. Выставку сделайте, стенд поставьте….»
Тут главное - его прервать. Чтобы он дальше ничего больше не придумал. Потому что запротоколируют. Потом придется исполнять. Опытные госчиновники это знают. Знают, что в последний момент все поменяется. Что придет с инспекцией шеф шефа или шеф шефа шефа и «внесет свои предложения».
В последний момент все цены выше, но кого это волнует?
Программой форума одной ногой занимается младший главный специалист. Программа никого не волнует. Презентации иностранные спикеры либо не считают нужным отправить заранее, либо вообще их не делают. То есть мы, оплачивая такие гонорары, совершенно не интересуемся, а что же будет говорить спикер. Сам факт присутствия спикера на форуме уже считается удачей. Порой доходит до абсурда. В 2012 году компания Coca-Cola была спонсором очередного Астанинского экономического форума. А на одной из сессий один спикер так поливал Coca-Cola кокаколой и призывал весь исламский мир встать с колен, что казалось, что он сейчас гранату кинет в зал… А наши организаторы ничего. Вежливо сделали вид, что ничего не заметили. Правда, после этого Coca-Cola в спонсорах замечена не была. Но это не беда. У нас Самрук-Казына есть.
Пожалуй, из всех 4 Р маркетинга (продукт, место, цена и продвижение – прим. автора), для форумов важно только одно. Место! Оно как священная корова. Астана стала хлевом для таких дойных коров. Дворец Независимости, Дворец мира и согласия, Дворец бракосочетаний, Дворец школьников…. Каждый новый строящийся социальный объект просто обязан иметь свой мини-дворец и зал для проведения конференций и форумов. Рестораны строят огромные банкетные залы не потому, что много посетителей. А потому, что там можно провести очередной прием для очередного форума. В 700-тысячной Астане только 5-6 тысяч жителей являются постоянными посетителями ресторанов и кафе. Это менее 1 процента от общего количества горожан. А развивать недорогую уличную кухню предпринимателям в Астане не позволяет акимат. Так что ходите, господа, в огромные рестораны и ешьте там. На форумах. Или сидите в гордом одиночестве в Мьюзик Холле. Почувствуйте себя доном Карлеоне.
Стенды и форумы на самом деле никому не нужны. Считается, что за их счет можно имидж страны повышать. Дорого платить и пыль в глаза пускать. Наши иностранные и международные гости это давно знают. И пользуются. Вот прошел один форум, а уже подсуетился спикер: предложение на следующий год отправляет.
Для особливо шустрых, которые любят к нам ездить, придумывают новые формы сотрудничества. Международный консультативный совет (МКС) при президенте, например. Он был создан в год председательствования Казахстана в ОБСЕ. Мы уже давно не председательствуем, но друзей президента обижать негоже - вот и кормим их. Бывшие главы государств и экс-чиновники разных стран с удовольствием систематически прилетают в Астану, обсуждают проблемы тратят государственные деньги. Наши чиновники ходят на заседания МКС неохотно, эстафету передают от руководителя одного ведомства к другому, а те сверху вниз спускают исполнителям. Никому не хочется сидеть на часовых заседаниях и смотреть на засыпающие лица спикеров. Зато потом все СМИ и чиновники рапортуют, что провели очередной МКС, выслушали рекомендации. Никто, правда, не уточняет, какие рекомендации были даны, каким последовали и что из этого вышло.
Большим гостям у нас рады. Такое количество еды дают только животным на убой. А мы - гостям. Закармливаем. Спаиваем. Задариваем. Подкупаем.
Один иностранный гость, вегетарианец, не привыкший к мясу даже в тысячу раз меньших количествах, но привыкший к пешим прогулкам, поднял большой скандал, когда его на машине в ресторан несколько раз возили. «Почему вы решаете за меня, что кушать, сколько, когда и где?» - возмущался он. Да потому что показать мы можем только три приличных ресторана и три новые гостиницы. Потому что, выйдя за пределы наблюдения, иностранец может быть опасен. Он увидит то, что нельзя, и услышит то, что не положено.
Поэтому и развлекаем мы их до изнеможения. Хотите вертолетную прогулку? Можно и вертолетную прогулку. Хотите еще одну машину? Куда доставить?
Форум в Астане, к слову, только называется экономическим. Якобы развивающим сектор малого и среднего бизнеса. Билеты же экономического класса приглашенные спикеры не любят. Они готовы прилететь в Астану со всех концов света только бизнес-классом. Это если нет первого класса.
Справедливости ради надо отметить, спикеры тоже бывают разные. Одни прилетают бесплатно, только за оплаченный билет и ночь в гостинице. Ну, и благодарственное письмо и фото на память. А иные получают гонорары до 50 тысяч долларов за выступление.
Но независимо от важности иностранного гостя за ним закреплен Человек. (Человек! Человек! Официант! – «Иван Васильевич меняет профессию»). Как правило, это студент или волонтер.
Этому человеку выдаются наличные деньги, чтобы он кормил-поил дорогого гостя, возил на машине, непременно ВИП-класса, сопровождал его на переговорах и выполнял любое желание. Гость Человека человеком не считает. Он его не видит просто-напросто.
А однажды мы промахнулись. Привыкли в обмен на подарки дифирамбы получать. И подарили айпады иностранным журналистам во время открытия Азиады. А те от взятки отказались и вернули айпады обратно. Зато наши журналисты, узнав об этом, в очередь выстроились. Несправедливо это. Наши и так пашут круглосуточно, а их порой даже не кормят. На одном из Евразийских медиафорумов, кстати, так и было. А их иностранных коллег только за паспорт везде пускают. Это же гости! Святое.
Гости нас любят. Но любят они нас только у нас в стране. За наш же счет. Благодарны они за все дары. Только вот память у них короткая. Когда наши чиновники отправляются в поездки, то обслуживают их там не дорогие «бывшие гости». А сотрудники посольств и диппредставительств Казахстана за рубежом.
В грязь лицом падать мы не любим. Это у нас в крови. Вспомните казахские свадьбы, когда родители берут кредит или тратят последние деньги. И плевать, что молодоженам после свадьбы не на что жить. Зато гости остались довольны. И ничего плохого про нас не подумают. Все это повторяется и на организациях страновых мероприятий, когда тоже берут кредит или тоже на последние деньги.