Сегодня вместо объективной информации нас зачастую пичкают голимой пропагандой
На просторах интернета наткнулся на текст Владимира ЯКОВЛЕВА - российского журналиста и медиаменеджера, основателя и первого главного редактора, экс-владельца Издательского дома "Коммерсантъ". Почитайте. Там Яковлев раскрывает секреты методик боевой спецпропаганды - "грязная селёдка", "60/40", "большая ложь", и т.д., которым обучали на факультетах журналистики советских университетов и которые, по мнению Яковлева, применяют сегодня в российских СМИ против своего же населения.
С российским журналистом не поспоришь, ему в любом случае виднее. Да, в общем-то, мы сами являемся свидетелями всего происходящего, когда зачастую включаем телевизор. Однако затронутая проблема гораздо шире. Дело в том, что описываемые спецметоды информационного воздействия на аудиторию стали в наши дни отличительной особенностью и западного медийного мейнстрима. Находясь в тех же США, сталкиваться с этим фактом приходится перманентно. О чем и писал ещё три года назад.
***
На днях Папа Римский Франциск объявил фальшивые новости (fake news) смертным грехом. Глава католической церкви подчеркнул, что распространение неправдивой информации вредит и душам самих журналистов, и людям, которые упомянуты в подобного рода сообщениях или публикациях.
Он также считает, что журналисты в демократическом обществе выполняют одну из фундаментальных задач и поэтому должны избегать дезинформации и однобокого освещения событий.
А незадолго до этого английский онлайн-словарь Collins присудил словосочетанию "fake news" награду Word of the Year/ Слово года. Collins English Dictionary даёт "fake news" следующую дефиницию: ложная, часто сенсационная информация, распространяемая под видом новости.
"Пресса - это четвёртая власть" - высказывание приписывают Жан-Жаку РУССО, жившему в 18 веке. С тех пор влияние прессы не только не уменьшалось, а стремительно расширялось.
В первой половине 20-го столетия уже другой исторический персонаж, настоящий "идеолог зла", рейхсминистр народного просвещения и пропаганды (интересное сочетание, не правда ли ?) Пауль Йозеф ГЕББЕЛЬС скажет: "Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!"
Так и пошло, информация все чаще стала обслуживать интересы своей более искушённой и циничной сестры - пропаганды.
Дальше - больше. Сегодня многие эксперты, оценивая степень глобального влияния медийных ресурсов на формирование мировоззрения, политических пристрастий и внутренних идеологических установок огромной массы населения планеты, склоны считать, что пресса давно из "четвёртой власти" превратилась во "власть первую".
И, возможно, этому можно было бы только радоваться. Однако есть одно существенное "но". Так называемый медийный мейнстрим сегодня все реже остаётся верен определённым принципам старой журналистики - объективности и беспристрастности, и все больше следует установкам "идеолога зла". Увы, но его величество ФАКТ низвергнут сегодня с пьедестала мировой прессы, которая все больше погружается в мутный омут идеологизированной пропаганды.
И, если в этом году словом года стало выражение "fake news", то в 2016 издательство Oxford University Press признало словом года "post-truth", что на русский переводится как "постправда".
Согласно Оксфордскому словарю, выражение описывает ситуацию, при которой объективные факты являются менее важными при формировании общественного мнения, чем призывы к эмоциям и личным убеждениям. При этом, что показательно, когда правда раскрывается, в глазах общественности это уже не имеет никакого значения. Знанию истинного положения вещей люди все больше предпочитают слепую веру в то, во что бы им хотелось верить с услужливой подачи ангажированной прессы.
Имея в активе в том числе и красный диплом факультета журналистики, с огромным интересом стал наблюдать в США за миром американских медиа. Когда-то для студентов советского журфака западная журналистика была Святым Граалем, наполненным амброзией неподкупности, бескомпромиссности и документальной правдивости. И куда все подевалось? То ли Грааль стал дырявым, то ли амброзия скисла.
И ведь не у меня одного подобное ощущение. Сегодня, согласно опросам Gallup, американским СМИ не доверяют от 61 до 68% самих же американцев. И в этом нет ничего удивительного, когда узнаешь, что медийные ресурсы окончательно перешли под контроль большого капитала и стали без прежних ограничений использоваться хозяевами в сугубо личных интересах.
Если заглянуть за кулисы, то можно обнаружить, что, к примеру, телеканал CNN с потрохами принадлежит корпорации Time Warner.
Крупнейший консолидированный пакет акций The New York Times сосредоточен в руках мексиканского магната Карлоса СЛИМА.
А принципиально левацкой на протяжении десятилетий газетой The Washington Post с 2013 безраздельно владеет хозяин Amazon, мегамиллиардер Джефф БЕЗОС.
За Fox News и The Wall Street Journal торчат уши небезызвестного Руперта МЕРДОКА.
И так, в общем-то, во всем.
За "четвёртой" или даже "первой" властью встали вполне конкретные кукловоды со своими вполне конкретными задачами и целями. Стала ли большая журналистика от этого окончательно "второй древнейшей" профессией? Не знаю. Сложный вопрос. Но то, что сегодня вместо объективной информации нас зачастую пичкают голимой пропагандой, отрицать сложно.
Вот и думается, что нам, обычным потребителям медийной продукции, чтобы не стать оболваненными куклами fake news-индустрии, ничего не остаётся, кроме как больше обращаться к альтернативным, свежим, новым для рынка медийным платформам, учредителями которых все чаще становятся группы единомышленников из журналистской среды, уставшие от диктата заказухи и дорожащие своей репутацией. Потому что репутация - это и есть их основной бизнес-актив.
Единожды солгав, они потеряют все. Второго шанса у них уже не будет. Там и Папа Римский не поможет.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: Fotolia / DOC RABE Media.