Лоббирование интересов отдельных компаний приводит к сильному сокращению конкуренции, монополизации рынков и сокращению развития отрасли в целом
Если посмотреть на крупный бизнес Казахстана, то можно сделать один большой вывод: наш бизнес в большой своей части является ресурсным, лоббистским, олигопольным и тесно связан с государством. Постараюсь объяснить почему.
К сожалению, у нас среди крупного бизнеса нет бизнеса, который бы вырос с нуля и был бы построен именно на создании какого-то уникального продукта. Основные крупные бизнесмены сделали свои состояния на ресурсах, приватизации советского наследия или за счет государственных тендеров и государственных льготных кредитов, которые давали им существенное преимущество по сравнению с другими. Это в принципе присуще любому развивающемуся государству, и на нашем этапе развития является нормой. Но здесь есть одна важная деталь - само государство должно минимизировать развитие такого рода бизнеса, однако у нас, к сожалению, пока что не так. При этом государство декларирует правильные вещи, которые направлены как раз на борьбу с такого рода бизнесами, но на деле получается наоборот, так как бизнес, имея существенные связи внутри государственных структур на любом уровне, очень умело лоббирует свои интересы, при этом лоббизм заключается в мелочах, который верхнеуровнево вы не увидите. Не считая случаев прямой заинтересованности, здесь важно понимать, что уровень подготовки специалистов бизнеса на порядок выше, чем у государственных служащих, и в прямых дебатах бизнесмен всегда докажет свою правоту в необходимости развития того или иного направления, при этом показывая важность именно для государства. Конечно, со временем все это обнаруживается и потом исправляется, но уже поздно, так как образуется монопольное положение.
Лоббирование интересов отдельных компаний приводит к сильному сокращению конкуренции, монополизации рынков и, как следствие, сокращению развития отрасли в целом. У нас подменяется понятия отрасли и компаний, рост компании не означает роста отрасли, так как, как правило, рост таких компаний сопряжен с уходом с рынка других игроков.
Примеров перекосов таких множество: льготы по налогам для горнорудного сектора, строительство различных ТРЦ за счет дешевых государственных программ, утильсборы для улучшения экологии, развитие госуслуг через избранные банки, различные ограничения для потребительского кредитования, списание кредитов, раздача пенсионных денег, спасение банков и так далее.
Поэтому важно выстраивать механизм защиты от такого рода протекционизма для избранных компаний.
Первый принцип который должен работать в государственных программах - это равная доступность к государственным льготам и преференциям. Если нет равного доступа, то таких льгот просто не должно быть. Например, хотим развивать определенную отрасль, а там работает только две компании, ясно, что все преференции получат эти две компании, а рынок для других в эту отрасль станет еще более закрыт. Телекомы, автопромы, строители и множество других отраслей имеют такое положение. В рамках ограниченных ресурсов государство не может знать, какая отрасль имеет большее значение для страны, и в этом плане программы должны строиться для всех отраслей.
Второй принцип должен основываться на однонаправленности решения и стратегической задачи. Если краткосрочная задача не решает вопрос долгосрочной цели, такая задача не должна проходить. Например, утильсбор не имеет никакого отношения к охране окружающей среды, так как он стал заградительным барьером для покупки не совсем старых автомобилей, но более экологичных, чем совсем старые авто, и увеличил стоимость внутри страны уже ввезенных авто, при этом отечественные авто дешевле не стали.
В-третьих, сами программы должны быть направлены на создание свободной конкуренции, свободы ведения бизнеса и либерализации экономики. Как говорится, животные в неволе не размножаются, так и в бизнесе - бизнес растет, только если есть свобода.
Бизнесмены всегда ищут варианты заработать легкие деньги, поэтому лоббизм, создание картелей, монополии являются нормальным вариантом развития для бизнеса, другое дело, что государство должно ограничивать данные действия и направлять бизнесменов в русло создания добавленной стоимости путем создания соответствующих условий.
Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова "Просто о сложном"
Фото: создано с помощью ИИ.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!