Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Действительно, если исходить из того, что любая история истекает из географии (а автор всегда опирается именно на это), то своим появлением Шымкент обязан двум географическим объектам. Первый из которых –таинственная речушка Кошкарата. (А вторая – взметнувшаяся над ней горка – природная крепость, на которой и возник город).
Именно эта хрустально чистая речка (не ручей!), целиком и сразу изливающаяся из-под земли мощными ключами, сразу же задрала планку качества жизни тех, кто поселился в этом месте, на недосягаемую высоту относительно всех прочих окрестных жителей. Жителей старого Чимкента, считавшегося своеобразной здравницей Туркестана, вовсе недаром отличало завидное здоровье – ведь они потребляли самую здоровую воду в регионе!
Тот, кто знает юг Казахстана не понаслышке, бросив взгляд на прозрачные студёные воды, в которых таинственно колышатся рыжие водоросли и мелькают стайки рыбы, проникнутся почтением и завистью. Ибо любая вода для Туркестана – золото. А такая – золото, приправленное изумрудами и сапфирами!
Каких-то масштабных исследований генезиса Кошкараты не проводилось. А потому с каждым годом появляется все больше вариантов, напрямую с наукой не связанных. Тем более что река в самом названии своём несёт признаки заведомой святости. Так что на наших глазах этот объект из простого гидрографического превращается в сказочный оздоровительно-целительный. Весть о чудесных исцелениях передается из уст в уста и множит число желающих приобщения.
Надо признать, что сам суфийский святой Кошкар-ата, мюрид Ахмеда ЯСАВИ, чьё имя и получил поток, каким-то явным своим присутствием тут не засветился. Его мавзолей на берегу – явный новодел. О нём не упоминается ни в трудах корифея туркестанской археологии XIX века И. А. КОСТАНЬЕ, ни в масштабном "Своде памятников Южно-Казахстанской области" 1994 года. Да и многочисленные посетители в основном проходят мазар, не задерживаясь.
Основное действо разворачивается ныне ближе к истокам. Где оборудованы многочисленные купальни и сходы к реке. Чтобы можно было набрать в ёмкости святой водицы и окунуть бренное тело в животворные струи. Чем жители южного мегаполиса (самого южного) с самозабвением и занимаются. Простое светское желание горожан - просто охладиться тут во время неистового шымкентского лета, как того требует душ - натыкается, правда, на противление более ортодоксальных паломников, устанавливающих свои жёсткие правила. И это хорошо, по крайней мере, для самой Кошкараты.
Отношение горожан к своей поилице было... Скажем так, неоднозначным. Название чудо-речки (в варианте Кочкарата), "вытекающей из горы", мне лично известно с детства - от родившегося в Шымкенте отца и предков, живших в городе (который они по ономастическому недоумению величали Чимкентом) с начала 20-х годов прошлого столетия. Где-то на берегу стояла кузня, в которой когда-то в молодости работал дед и куда ездил по скользкой тропинке вдоль берега на велосипеде (пока однажды не соскользнул в воду вместе со своим педальным конём). Именно Кочкарату (наряду с Базаром) пращуры считали главной примечательностью своего Чимкента. Реке, правда, не поклонялись, её использовали. Для орошения садов-огородов и утоления собственной жажды.
Во время одной своей поездки в Чимкент, в 1980-е, я решил отыскать ту "пещеру", из которой истекала река детства отца. И это было не так просто, приходилось несколько раз уточнять у прохожих, а потом пробираться по тропинке через дикие заросли тростника, вдоль склона горы, поверх которой с грохотом проползали бесконечные товарные поезда. Увиденное не потрясло воображения. В своём дневнике я записал: "…Вчера побывал у истоков Кочкараты. По отцовским рассказам ожидал большего. На деле – болотце в овраге с родниками".
Ныне истоки загорожены от праздного люда решёткой. А сама речка, облагороженная и приглаженная многочисленными запрудами и набережными, превратилась в своеобразный парк с беседками и тротуарами, где так приятно гулять в любое время дня и года. И то, что всё это ныне обладает неким заповедным статусом – очень естественно. Ведь речь идёт о речке не простой. А - золотой. По крайней мере, для Шымкента и его жителей.
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!