Решения главных проблем Концепция не предлагает
Еще в сентябре прошлого года, выступая на VIII съезде Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", глава государства дал поручение разработать до конца 2021 года новую Концепцию развития МСБ до 2030 г.: "Правительству совместно с "Атамекеном" следует разработать новую стратегию развития МСБ, предусматривающую переход от прямой, по сути, безадресной, поддержки и субсидирования бизнеса к более рыночным инструментам и подходам. Давней и пока не решенной проблемой является то, что, несмотря на общий рост количества МСБ, сохраняется низкая доля средних компаний. А ведь именно они более устойчивы и конкурентоспособны. В связи с этим требуются новые регулирующие и стимулирующие меры для перехода малого бизнеса в категорию среднего. Поручаю правительству совместно с "Атамекеном" до конца текущего года принять Концепцию развития МСБ до 2030 года".
27 апреля этого года постановлением правительства №250 концепция была утверждена. Не в конце 2021 г., как поручил президент страны, но не будем слишком строги – концепция все-таки была принята. Забегая вперед, отметим, что Концепция содержит много интересных фактов и признаний, и даже предложений, которые, если они будут реализованы, реально помогут развитию малого и среднего бизнеса.
Но прежде всего, посмотрим на место, которое занимает малый и средний бизнес в нашей стране. Согласно Концепции, доля предприятий МСП в ВВП в 2020 году по данным статистики составила 32,8%. Однако, если очистить данные по МСП от компаний, относящихся по размеру своего годового оборота к крупным, то доля МСП в ВВП снизится до 12,7 %, т.е. вклад МСП в экономику уменьшится почти в 2,6 раза. Непонятно, почему официальная статистика учитывает размерность предприятий только по количеству занятых, ведь это искажает реальную картину. Например, согласно статистическому учету, АО "Самрук-Казына", в котором в 2020 г. работало 156 человек, относится к средним предприятиям. Предпринимательский кодекс Казахстана для целей государственной поддержки использует два критерия размерности предприятий: среднегодовую численность и среднегодовой доход, что точнее, чем просто численность.
Если сравнить значение малого и среднего бизнеса Казахстана для экономики страны со значением МСБ в других странах, то сравнение будет очень печальным.
Рисунок 1.
Необходимо признать, что в Концепции достаточно точно определены барьеры, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в нашей стране: "Существуют институциональные барьеры, препятствующие выходу предпринимателей из неформального сектора (…) Принятие решения о начале занятия предпринимательской деятельностью и/или переходе из неформального сектора в формальный во многом зависит от степени доступности, простоты, удобства и комфорта ведения законного и официального бизнеса. Согласно данным ИЭС, основные ограничения для ведения бизнеса существуют в фундаментальных институтах, таких как верховенство права (права собственности, транспарентность правительства, суды), искажение ценообразования, конкуренция, свобода инвестиций".
Среди мероприятий, направленных на стимулирование развития МСБ, предложенных в Концепции, есть такие, с которыми нельзя не согласиться, например, такие: "Государство должно обеспечить развитие конкуренции через снижение и последующее устранение регуляторных барьеров, связанных с ценовым искажением, доступом к ключевым мощностям и обеспечением равенства субъектов предпринимательства (…) Необходимо осуществить отмену всех законодательных и регуляторных актов, создающих несправедливые привилегии отдельным участникам рынка, за исключением ограниченного числа государственных монополий. Институт единых операторов должен быть упразднен".
Но решения главных проблем – отсутствие верховенства права, незащищенности прав собственности, зависимости судебной системы от сильных мира сего – Концепция не предлагает. А без решения этих проблем никакая концепция не будет эффективной. В итоге, мы получили документ, которым можно отчитаться как исполнением поручения главы государства и не более того. Он ничего не поменяет в условиях для ведения и развития малого бизнеса.
У нас научились говорить правильные слова о проблемах социального и экономического развития страны. Но у нас упорно избегают прикладывать усилия к решению этих проблем.
Иллюстративное фото: strategy2050.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!