Когда размер имеет значение

2129 просмотров
0
Асель ШАЛАХМЕТОВА
Суббота, 11 Июн 2016, 09:10

О том, почему наружная реклама в Алматы порой подобна стихийному бедствию

Кризис – как лакмусовая бумажка. Вытаскивает всё. 

В том числе – кризис в рекламной отрасли.

Еще вчера скопление рекламных щитов на оживленных перекрестках могло вызвать, ну, скажем, эстетское раздражение – «куда столько понапихали?». Или возмущение граммар-наци при виде ошибок в полуметровых буквах: «Вкусный бульЁн», «ШиномАнтаж», «Подгузники с Европы»…Или вот, мое самое любимое – «МозаЙка на взыскательный вкус».

Все эти художества весьма успешно отвлекали внимание горожан от главной проблемы: бесконтрольности рекламного процесса. Со стороны тех, кто этот самый контроль должен осуществлять. И это, как бы ни хотелось повесить на них «всех собак», - не рекламные агентства. Это – власти города.     

Сегодня же, когда этот самый город зияет рекламными «черными дырами» - иначе не назовешь пустые билборды по всему Алматы, - только самый ленивый чиновник, не говоря уже о простых горожанах, не заметит очевидное: наружная реклама в Алматы – она как стихия. Где хочет – там и появляется. Как хочет – так и встает. А то, что где-то что-то портит: закрывает исторические здания, уродует городские улицы, повергает в шок своими объемами… Да кто об этом думает?

Вы не поверите, но еще буквально вчера процедура утверждения размера и формы билбордов была простой до безобразия и начисто лишенной какой бы то ни было архитектурной идеологии.

Согласно нашему законодательству, будущему владельцу рекламной конструкции требовалось утвердить ее размер и форму лишь в дорожной полиции (если конструкция будет находиться в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского сообщения). Или в местном исполнительном органе (акимате) - при размещении наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений. Или там же (в акимате) - при размещении конструкции в полосе отвода автомобильных дорог районного значения.

Что требовалось предоставить? Эскиз рекламной конструкции, правоустанавливающие документы не землю. Обычно – договор аренды, допустим, одного квадратного метра городской земли, на котором будет стоять «нога» билборда.

И - всё.

Что называется, грех не воспользоваться. Метр там, метр здесь. А еще можно – три метра подряд. И еще пять метров в высоту. И прямо по воздуху протянуть электрические провода, чтобы освещать будущую красоту… И вот тогда на самом деле – все: архитектурный облик города рухнул под лавиной билбордов разного размера и качества. 

Но - не так давно и наконец-то! - большая радость пришла в наш аул. Алматинские власти взялись за процесс упорядочивания наружной рекламы. Маслихат внес поправки в правила благоустройства. И - что он сделал? Утвердил следующие размеры для билбордов: 1,2x1,8 м, 2,2х3,14 м, 2,5х3,5 м, 2х6 м. Уточню: по всему городу - и в центре, и на Рыскулова, и в новоприсоединенных бывших пригородных территориях.

И – опять всё!

А где забота об историческом центре, в котором (мое личное мнение) большое количество  рекламных щитов - грех? Ничего не могу с собой поделать – очень хочется сослаться на Европу. Вспомните свои поездки. Видели вы когда-нибудь огромные билборды в историческом центре Лондона? Такие, чтобы закрыть к черту Биг Бен? Видели перетяжки во Флоренции? Кроме, разумеется, тех, что закрывают строительные леса. Можете себе представить, чтобы на въезде на знаменитые парижские мосты красовался… ну, допустим, щит с таким текстом: «В Париже лучше нет пока Францагроэкспорта сырка»?..

Где желание спрятать хотя бы отглаз проезжающих трущобы под стыдливыми названиями «промышленной», «жилой» и «индивидуальной» застройки? Большеформатной рекламе вполне под силу прикрыть это убожество – вспомните Дубай с его многометровыми рекламными конструкциями, которые весьма эффектным и эффективным способом прячут бесконечные стройки.  

Словом, как неравнодушный гражданин и алматинка, вношу свое предложение: подойти к процессу наружной рекламы дифференцированно. Например, предусмотреть в городе зоны, где, допустим, лишь сити-формат и зоны, где можно поставить и большие конструкции (на объездной дороге, на пригородных трассах и пр.). Разделить Алматы на несколько зон – вне зависимости от административных районов.

1.  Охранная, она же «Золотой квадрат»: в квадрате улиц Гоголя – Сатпаева – Сейфуллина - Достык. Здесь разрешить только сити-формат, ну, и рекламу на заборах строек.

2. Регулируемая: в квадрате улиц Райымбека – Муканова – Аль-Фараби – Барибаева. Здесь   устанавливать рекламные щиты размеров, недавно утвержденных маслихатом.

3. Остальная территория города – пусть там будут и билборды 3х6м, и рекламные стелы.

4. Отдельно выделить запретные для рекламы зоны – это территория исторических и архитектурных памятников, мечетей, церквей и обязательно парков – там только социальная реклама сити-формата.

5. Предъявить особые требования к качеству и освещению рекламных конструкций, оговорить их количество на квадратный километр и расстояние между рекламными   конструкциями. Если нашим властям нравится причесывать всех под одну гребенку – пусть развлекаются в этом пункте. 

Тем более что… в конечном итоге - всё равно им за все отвечать.

Например, когда заканчивается договор аренды билборда. Уже ставший классическим пример: билборд-указатель (!) на салон красоты «Эллада», однажды возникший на пересечении улиц Абылайхана-Жамбыла, своими размерами едва ли не превышал сам салон. Видимо, чтобы клиенты не заблудились. Так вот, когда указатель на «Элладу» был снят, перед городскими властями, надо полагать, встал вопрос: а что теперь делать с этой рекламной конструкцией-монстром? И было принято гениальное в своей простоте решение: поместить собственную рекламу. «Алматыжарнама. Новое имя рекламы». И это я не издеваюсь. Я просто цитирую…

P.S. И, напоследок, о рекламе на зданиях. Согласно пункту 1 статьи 11 Закона «О рекламе», вывески, оформление витрин и окон, информация о режиме работы, внутреннее оформление помещений не являются объектами наружной (визуальной) рекламы. То есть здесь акимату вроде бы нельзя бороться с владельцами. Но, с другой стороны – кто в ответе за наш любимый город в целом? В частности, за рекламу на здании –с дизайном уровня, который, скажем прямо, не соответствует «содержанию» этого здания. На Фурманова, между Сатпаева и Абая. Да-да, я о «Французском Доме»…

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента