Америка, в нарушение христианской традиции, совсем не боится греха тщеславия
Позитивное влияние религии на формирование и последующее успешное развитие государства нам доходчиво описал ещё Макс ВЕБЕР в своём широко известном эссе "Протестантская этика и дух капитализма".
За сто с лишним лет, прошедших с публикации работы немецкого социолога, в той же Америке многое, конечно, изменилось. Однако, кто бы что ни говорил, США остаются страной в значительной степени религиозной, где этическая система протестантизма продолжает мотивировать последователей к упорному труду, рациональному ведению хозяйства и вложению прибыли в дальнейшее производство, формируя тем самым уникальный "базис" (в марксистском понимании).
Но я сейчас несколько о другом хотел рассказать - об американском межрелигиозном синтезе.
Вот, к примеру, тщеславие, которому так часто подвержены финансово успешные люди, несмотря на рационализм протестантской этики, считающей хозяйственную деятельность и стремление к богатству необходимыми условиями вечного спасения, тем не менее признаётся одним из главных грехов, согласно основной традиции христианства.
Помните: "Тщеславие - мой самый любимый из грехов", - говорит герой Аль Пачино в фильме "Адвокат дьявола".
Но совсем иное отношение к жажде земной славы предлагает талмудический иудаизм. Как пишет Бааль-Сулам - автор целого ряда книг и статей, которые используются в качестве пособий по учению каббалы - тщеславие, наряду с завистью, подталкивает человека к развитию и таким образом косвенно приводит человечество к духовному исправлению, несмотря на негативные и порядком отталкивающие проявления этих качеств в нашем мире.
Проще говоря, понты - прямое и закономерное следствие тщеславия - вовсе не грех. Желание человека купаться в лучах мирской славы в большинстве случаев становится для него эффективным мотиватором для достижения успеха, что, в свою очередь, подразумевает тройное усердие в учёбе и работе.
Вопрос лишь в том - как будут визуализированны понты тщеславия. Кто-то, наверное, построит на зависть соседям огромный дом, купит бросающийся в глаза роскошный автомобиль, эксклюзивный бизнес-джет, белоснежную яхту… И это нормально. Особенно, если с подобных понтов будет заплачен налог на роскошь.
Но есть и другой путь. К примеру, был сегодня в одном из американских медицинских центров. Что показательно - все здания центра (главные и второстепенные) носят имена разных людей. И это вовсе не выдающиеся врачи или учёные - а спонсоры, сделавшие ощутимые денежные пожертвования на развитие этого медицинского заведения.
И ведь таких примеров в Америке не счесть. Знаменитые университеты Лиги плюща названы в честь жертвователей, на чьи финансовые взносы были созданы. Библиотеки, концертные залы, театры, мосты, улицы, автострады, вокзалы, музеи, научные центры, больницы, школы, стадионы и целые города носят имена филантропов.
Словом, Америка, в нарушение христианской традиции, совсем не боится греха тщеславия - прославляя имена спонсоров и доноров, создав из этого новую традицию.
Откровенно говоря, даже не знаю, стоит ли говорить в данном случае о человеческом тщеславии, задаваясь вопросом: что здесь первично - искренняя жертвенность или жажда славы… Так ли это важно?
Полагаю, главное здесь - результат, который получает общество. Люди, достигшие материального успеха, добровольно отдают заработанное на благо страны и миллионов сограждан. А сограждане, ежедневно пользуясь полученными дарами, чтят в благодарность их имена даже спустя столетия, не занимаясь переименованиями в угоду меняющейся политической конъюнктуре.
И это, надо признать, лучший памятник из всех возможных, который человек может сам себе воздвигнуть. Или, если угодно, тот самый случай, когда грех во благо.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!