Более детальный анализ официальных цифр порождает больше вопросов, нежели дает новых ответов
Согласно статистической информации бывшего Комитате по статистике Министерства национальной экономики, а теперь уже Бюро статистики при АСПиР, во втором квартале доля расходов на продовольственные товары в общих денежных расходах домохозяйств Казахстана составила 56,4%, на непродовольственные товары – 21,9%.
При этом, если данные доли нормализовать, то есть взять их сумму за 100% и пересчитать без учета других компонент расходов, то получится, что в потребительских расходах домохозяйств страны доля расходов на продовольственные товары равна 72%, а доля расходов на непродовольственные товары составляет оставшиеся 28%. Это условно можно назвать структурой потребления товаров домохозяйствами или "структурой спроса населения на потребительские товары" в нашей стране. То есть то, что покупается населением. При этом, подобная структура потребления, когда расходы на продовольствие заметно превышают расходы на "непроды", с экономической точки зрения можно трактовать как "относительно высокую бедность" населения нашей страны.
Но если мы обратимся к другому показателю Бюро статистики, а именно к долевому составу розничного товарооборота в Казахстане, который условно отражает "структуру предложения потребительских товаров населению" (другими словами то, что продается домохозяйствам), то картина будет практически противоположной. Так, в розничном товарообороте за тот же период времени доля продовольственных товаров составила 37,8%, непродовольственных товаров – 62,2%.
Если попытаться выстроить гипотезы о причинах подобной разницы в структуре спроса и предложения потребительских товаров в Казахстане, то можно предположить следующее:
1. Население "допотребляет" продовольственных товаров выше того, что "продается", благодаря натуральному, собственному подсобному производству.
2. Население "недопотребляет" непродовольственных товаров на уровне того, что "продается", потому что перепродает купленное или хранит на складах.
Однако статистический анализ имеющихся показателей не подтверждает ни одну из этих гипотез. Следовательно, есть недочет/ошибка в методологии самих оценок и итоговом представлении как структуры спроса, так и структуры предложения потребительских товаров населению.
Увы, это очередной пример того, как более детальный анализ официальной статистики порождает больше вопросов, нежели дает новых ответов. И над этой проблемой стоит усердно поработать.
Олжас Тулеуов - советник председателя Национального банка Республики Казахстан.
Источник: страница Олжаса Тулеуова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский.