Что нам сулит прогноз социально-экономического развития на 2022-2026 гг.
На заседании правительства 24 августа этого года был обсужден прогноз социально-экономического развития страны на 2022-2026 гг. По базовому сценарию предполагается, что в 2022 году реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,9%. В 2026 году он ускорится до 5,2%. Номинальный ВВП в 2022 году составит 87,1 трлн тг, а в 2026 году - 119,9 трлн тг. Ожидается положительный рост во всех базовых отраслях. Добыча нефти в 2022 году составит 87,9 млн тонн с увеличением в 2026 году до 107,4 млн тонн. Экспорт товаров в 2022 году прогнозируется на уровне $60,1 млрд и к 2026 году увеличится до $79,8 млрд.
Итог обсуждению подвел первый заместитель премьер-министра А. СМАИЛОВ: "В целом, перспективы развития экономики Казахстана в среднесрочном периоде направлены на укрепление национальной экономики, развитие конкуренции и сохранение социальной стабильности" (подробнее на сайте премьер-министра).
Как-то осталось неясным, является ли все еще актуальной задача вхождения в число тридцати самых развитых стран мира. Прогноз, если опираться на ретроспективу, продвижения в этом направлении не обещает. На рисунке 1 приведены данные по ВВП на душу населения в странах с высокими доходами и Казахстане в 2001, 2010 и 2019 гг.
Рисунок 1.
Казахстан в 2010 г. совсем слегка приблизился к странам с высокими доходами. И это при том, что среднегодовые темпы роста подушевого ВВП в Казахстане в период с 2001 г. по 2010 г. включительно составляли 7,28%, а в странах с высокими доходами – 1%. А в 2019 разрыв даже увеличился, хотя подушевой ВВП в Казахстане с 2010 г. по 2019 г. рос в среднем на 3% в год, а у стран с высокими доходами - на 1,44%. При сохранении примерно такого же соотношения темпов роста, Казахстан будет все больше и больше отдаляться от стран с высокими доходами. Не похоже, что наша страна собирается кого-то догонять. Но, может, в этом и нет ничего плохого – главное, чтобы экономика росла, а с ней доходы населения и качество жизни? Если посмотреть на рисунок 2, то можно увидеть, что доходы населения растут. Правда, также можно увидеть, что их рост замедляется.
Рисунок 2.
Если учесть, что медианный доход в стране в 2020 г. был равен 49 671 тенге, а доля населения, имеющая доходы меньше 60% от медианы, составляет 9,9% - мы бедная страна. Существующие темпы роста доходов населения, с учетом неравномерности их распределения, если не консервируют бедность, то замедляют ее снижение.
Проблема бедности, ее причины, средства борьбы с нею должны быть стержнем любого прогноза социально-экономического развития и обсуждаться правительством в первую очередь.
Другая важная проблема – это то, что доходы не стимулируют рост производительности труда. Эта вторая важная проблема, которая должна обсуждаться правительством. В так называемый "брежневский застой" СССР столкнулся с этой проблемой и не смог ее решить. А когда доходы не стимулируют роста производительности труда, начинает разрушаться финансовая система страны. В Советском Союзе все усугубилось нерыночным характером экономики. Наша экономика все-таки рыночная, и это смягчает негативные эффекты от диссонанса между доходами и производительностью труда. Но это не избавляет от необходимости решать эту проблему.
Доходы населения перестают стимулировать производительность труда, когда они не конвертируются в рост качества жизни. Если посмотреть на рисунок 3, то можно увидеть, что после значительного роста в нулевые годы, в прошедшем десятилетии качество жизни замедлило свой рост.
Рисунок 3.
Это единый комплекс проблем: доходы населения – качество жизни – производительность труда. И при рассмотрение любого прогноза развития, первый вопрос, который должен быть в повестке дня: как заданные параметры развития способствуют решению этих проблем? Но мы ничего похожего на это не услышали.
И, наконец, еще одна проблема: стагнация конкурентоспособности отечественной экономики.
Рисунок 4.
В индексе глобальной конкурентоспособности в разные годы учитывается разное число стран. Поэтому просто место в индексе не дает в полной мере представления о динамике конкурентоспособности страны. 50 место среди 140 стран лучше, чем 50 место из 130 стран: первом случае ниже тебя 90 стран, а во втором только 80. Более наглядная объективная картина получается, если количество стран в рейтинге разделить на занимаемое место. Это позволит одновременно учесть и общее число стран, и занимаемое место.
На рисунке 4 видно, что Казахстан колеблется вокруг 2,5. Это говорит о том, что реального прогресса в глобальной конкурентоспособности нет. И если так топтаться на месте достаточно долго, то в какой-то момент выяснится, что страна безнадежно отстала от передовых стран. Но эта проблема тоже не обсуждалась.
Фото: © Ratel.kz / Сергей Перхальский.